Роль церковной реформы в культурном перевороте петровской эпохи

Материалы » Государство и церковь в истории России » Роль церковной реформы в культурном перевороте петровской эпохи

На пути к имперству самодержавная власть окончательно подчинила себе церковь. В системе петровских преобразований церковная реформа вовсе не была случайным эпизодом. Напротив, она носила едва ли не самый последовательный и принципиальный характер. Философ начала XX века Г.В. Флоровский считал, что это был властный и резкий опыт «государственной секуляризации» и опыт удался. Новое место церкви в государстве и обществе было настоящим переворотом. В чём была сущность перемен?

После смерти патриарха Адриана в 1700 году новый патриарх избран не был. В 1721 году патриаршество на Руси было официально упразднено, а глава государства автоматически становился и главой Русской правос- лавной церкви. Для управления внутрицерковными делами был учреждён Синод, подобно всем остальным органам управления государственными делами.

Эта реформа означала радикальные последствия для самосознания нации и её духовного самочувствия. Власть взяла на себя заботу о духовном воспитании народа, а если затем и передоверяла эту функцию священнослужителям, то под неусыпным контролем и руководством государственных членов. Государственная власть узурпировала власть Божественную.

На православную церковь под государственным руководством была возложена задача, примирить традиционную духовность с культурой, выстроенной на идее государственного прогресса и монархического всевластия. Церковь приняла на себя эту роль не без сопротивления, но уже к началу Елизаветинского царствования сопротивление было сломлено и императорский культ возведён в церковный обиход. С тех пор церковная культура перестаёт доминировать в глазах общества, уходит в тень, сохраняясь в слое «традиционности» и старины, а то и квалифицируется как «суеверие».

При этом искусство и культура, взятые под высокое покровительство государства и поставленные ему на службу, получили одновременно некую идеологическую автономию от церкви и религии. Церковь перестала быть бесконтрольным хозяином и руководителем искусства. Секуляризация обмирщения культур, достигнутая в большинстве стран Запада уже в эпоху Возрождения, в России происходит только в начале XVIII века. Но зато решительно и бесповоротно, поскольку одной из самых основательно осуществляемых реформ Петра I, Православной Церкви из идеологической руководительницы нации во вспомогательную часть государственного механизма с ограниченными правами и строго регламентированными обязанностями.

Особенности древнетюркской эпохи. Образование тюркского каганата
Как крупное объединение, тюрки стали известны ещё в конце V века. Первоначальное ядро этого народа - союз десяти племён (он ок будун), сформировалось из осколков гуннских племён, переселенных в Алтайские горы государством Жуань-Жуаней. Позднее государство, созданное этими племенами, стало называться "Тюрк эль". Существует такж ...

Демографическая ситуация в Европе в эпоху средневековья
Вопрос о причинах столь заметного расширения границ латинского христианства в эпоху Высокого Средневековья естественным образом влечет за собой другой – увеличивалась ли при этом численность христианского населения. Конечно, рост населения не является ни необходимым, ни достаточным условием для расширения культурного ареала. Превосходст ...

Окончание второй мировой войны. Итоги войны.
(2М.В – 1 сент.39г. – 2 сент 45г.; ВОВ 22 июня 41г. – 9 мая 45г.) В феврале 1945г. в Крыму, в Ялте состоялась конференция глав правительств СССР, США, Англии (Сталин, Рузвальт, Чергель), министры иностранных дел, и представители генеральных штабов. На этой конференции наши страны наметили план окончательного разгрома Германии, оговорил ...