Роль церковной реформы в культурном перевороте петровской эпохи

Материалы » Государство и церковь в истории России » Роль церковной реформы в культурном перевороте петровской эпохи

На пути к имперству самодержавная власть окончательно подчинила себе церковь. В системе петровских преобразований церковная реформа вовсе не была случайным эпизодом. Напротив, она носила едва ли не самый последовательный и принципиальный характер. Философ начала XX века Г.В. Флоровский считал, что это был властный и резкий опыт «государственной секуляризации» и опыт удался. Новое место церкви в государстве и обществе было настоящим переворотом. В чём была сущность перемен?

После смерти патриарха Адриана в 1700 году новый патриарх избран не был. В 1721 году патриаршество на Руси было официально упразднено, а глава государства автоматически становился и главой Русской правос- лавной церкви. Для управления внутрицерковными делами был учреждён Синод, подобно всем остальным органам управления государственными делами.

Эта реформа означала радикальные последствия для самосознания нации и её духовного самочувствия. Власть взяла на себя заботу о духовном воспитании народа, а если затем и передоверяла эту функцию священнослужителям, то под неусыпным контролем и руководством государственных членов. Государственная власть узурпировала власть Божественную.

На православную церковь под государственным руководством была возложена задача, примирить традиционную духовность с культурой, выстроенной на идее государственного прогресса и монархического всевластия. Церковь приняла на себя эту роль не без сопротивления, но уже к началу Елизаветинского царствования сопротивление было сломлено и императорский культ возведён в церковный обиход. С тех пор церковная культура перестаёт доминировать в глазах общества, уходит в тень, сохраняясь в слое «традиционности» и старины, а то и квалифицируется как «суеверие».

При этом искусство и культура, взятые под высокое покровительство государства и поставленные ему на службу, получили одновременно некую идеологическую автономию от церкви и религии. Церковь перестала быть бесконтрольным хозяином и руководителем искусства. Секуляризация обмирщения культур, достигнутая в большинстве стран Запада уже в эпоху Возрождения, в России происходит только в начале XVIII века. Но зато решительно и бесповоротно, поскольку одной из самых основательно осуществляемых реформ Петра I, Православной Церкви из идеологической руководительницы нации во вспомогательную часть государственного механизма с ограниченными правами и строго регламентированными обязанностями.

Изменение в расстановке политических сил в мире после Второй мировой войны. Начало «холодной войны»
Победа в Отечественной войне повысила авторитет СССР, складывается новая геополитическая ситуация: превращение СССР в крупнейшую мировую державу, резкое изменение в восточной Европе. В результате Великой Отечественной и второй мировой войн коренным образом изменилась обстановка в мире. Потерпели поражение и на время утратили роль велик ...

Значение хрущевского десятилетия
С каждым днём имя Н.С.Хрущёва исчезало из советской общест­венной жизни, осужденное на политическую смерть. Жил он в изоля­ции на даче. Необходимо заметить, что ни одно из политических те­чений его не поддержало. Причина этому была очень глубо­кой. Н.С.Хрущёв подорвал официальный монополизм, обострив антагонизм между разными политически ...

Предреволюционные годы (1781-1789)
На этом фоне происходит усиление политической реакции. Регламент 1781 допускал производство в офицеры только тех дворян, кто мог доказать благородство своего происхождения в течение четырех поколений. Доступ к высшим судебным должностям был закрыт для выходцев из третьего сословия. Дворянство объединило свои усилия, для того чтобы освоб ...