Биография Карла Маркса, основоположника научного коммунизма
Страница 2

Материалы » Биография Карла Маркса, основоположника научного коммунизма

Публицистическую деятельность Маркса продолжал на страницах немецкой эмигрантской газеты "Форвертс!" Происходившее в июне 1844 Силезское восстание ткачей Маркс оценил как признак пробуждения у рабочих сознания своей классовой противоположности капиталистам. К сотрудничеству в "Форвертс!" Маркс привлек и остановившегося в Париже в конце августа 1844 проездом из Великобритании в Германию Ф. Энгельса

, с которым ещё раньше вступил в переписку. Парижская встреча, обнаружившая полное единство взглядов Маркса и Энгельса, положила начало отношениям, которые, по словам В.И. Ленина, превзошли".все самые трогательные сказания древних о человеческой дружбе". Первым плодом содружества Маркс и Энгельса была совместная работа "Святое семейство, или Критика критической критики" (большая часть книги написана Марксом), опубликована в феврале 1845. Направленное против младогегельянцев, Б. и Э. Бауэров и других, это произведение явилось боевым выступлением в защиту формирующегося научного пролетарского мировоззрения. Маркс и Энгельс раскрыли в нём несостоятельность идеалистической философии, показали значение борьбы материализма с идеализмом в процессе развития философской мысли, обосновали необходимость соединения материализма с диалектикой (слова с делом). Дальнейший шаг был сделан и в разработке материалистической концепции общественного развития. Маркс показал решающую роль народных масс в истории, подчеркнув возрастание этой роли в революционные эпохи. Развивая мысль об исторической роли рабочего класса, Маркс и Энгельс доказали, что пролетариат осуществляет революционное преобразование общества в интересах всех трудящихся.

В январе 1845 французские власти, действуя в сговоре с прусским правительством, распорядились о высылке редакторов и сотрудников "Форвертс!".3 февраля Маркс выехал в Брюссель, где провёл три года. В апреле 1845 туда же приехал Энгельс. В задуманном новом труде они предполагали противопоставить свои диалектико-материалистические взгляды не только идеалистическим течениям, но и созерцательному, остававшемуся в толковании общественных явлений на идеалистических позициях фейербахианскому материализму. Ряд идей этого труда Маркс сформулировал в "Тезисах о Фейербахе", подчеркнув в них решающее значение практики как в жизни общества, так и в процессе познания (практика - критерий истины). Общий революционный характер нового мировоззрения Маркс выразил в заключительном тезисе: "Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его". К написанию труда с критикой немецких идеологов Маркс и Энгельс приступили в ноябре 1845. Попытки издать рукопись двухтомной "Немецкой идеологии", законченную в основном в апреле 1846, потерпели неудачу. законченную в основном в апреле 1846. Однако главная цель Маркс и Энгельса - уяснение вопроса для самих себя - была достигнута.

В "Немецкой идеологии" впервые было дано развёрнутое изложение материалистического понимания истории как сложившейся и цельной концепции

. Вскрыв диалектику взаимодействия производительных сил и производственных отношений, показав неизбежность конфликта между устаревшими производственными отношениями и развившимися производительными силами, Маркс и Энгельс выяснили законы, обусловливающие революционную смену одного способа производства другим, более прогрессивным, и соответствующие изменения во всей политической структуре общества и формах общественного сознания. Исторический материализм Маркс и Энгельса, покончивший с хаосом и произволом во взглядах на историю и на политику. Вскрыв закономерность перехода от устаревшей общественной формы к более прогрессивной, Маркс и Энгельс обосновали историческую неизбежность установления коммунистического строя. В неразвёрнутом ещё виде была высказана мысль о завоевании рабочим классом политической власти как условии достижения коммунизма.

Вокруг нового идейного знамени Маркс стремился сплотить передовые элементы пролетариата, добиваясь преодоления незрелых сторон существующих рабочих организаций - чартистской партии, "Союза справедливых", объединявшего немецких рабочих и ремесленников, и других. В начале 1846 Маркс создал с этой целью Брюссельский Коммунистический корреспондентский комитет, поддерживавший связи с корреспондентскими комитетами и группами в Великобритании, Франции, Германии. Решительную борьбу пришлось вести Марксу с представителями различных течений мелкобуржуазного социализма. В "Циркуляре против Криге" и других работах Маркс и Энгельс разоблачили мещанский характер немецкого "истинного социализма". В мае 1846 произошёл разрыв Маркса с идеологом утопического уравнительного коммунизма В. Вейтлингом. Против социал-реформистских тенденций прудонизма была направлена вышедшая летом 1847 книга Маркс "Нищета философии. Ответ на "Философию нищеты" г-на Прудона". Показав несостоятельность философских и экономических взглядов Прудона, Маркс изложил основные принципы материалистического понимания истории и выдвинул ряд положений, составивших методологические и теоретические предпосылки для разработки политической экономии пролетариата: об исторически преходящем характере капиталистического способа производства, об эксплуататорской сущности отношений между трудом и капиталом, об углублении противоречий капитализма, о социальных последствиях развития крупной промышленности - формировании пролетариата. Закладывая тактические основы пролетарского движения, Маркс показал значение профессиональных союзов, стачечной борьбы, необходимость политических действий рабочего класса, приобретения им классового сознания (о классовом сознании можно упомянуть произведение Булгакова “собачье сердце”).

Страницы: 1 2 3 4