Борис Годунов - реформатор России
Со второй половины ХVв. в исторический летописях все чаще встречаются упоминания о казаках. Так татары называли отставшие от Орды шайки смельчаков, гулящих людей, которые вели вольную жизнь в приграничной степи, а при случае, не гнушались разбоя.
Точно в таком же значении это понятие вошло в употребление на Руси. Множество казаков появляется на южных окраинах Рязанской области, затем, все набирая силу, они спускаются к верховьям Дона и дают начало знаменитым в нашей истории донским казакам. Это вольное и отчаянное народонаселение могло оказать неоценимые услуги в защите рубежей от татарских набегов. Поэтому правительство и даже отдельные промышленные люди периодически нанимали казаков для обороны границ и вновь основанных городов. Так случилось и с ватагой опального атамана Ермака, укрывшегося от гнева Ивана грозного на Каме. Промышленники Строгановы наняли ратников Ермака для охраны основанных ими на Чусовой городков. До сентября 1582 казаки составляли гарнизоны Строгановских крепостищ, а затем Строгановы дали Ермаку триста своих ратников и отпустили его за Уральские горы против сибирского хана Кучума, обосновавшегося в столице сибирского ханства – городе Кашлык на берегу Иртыша.
Кучум оценил степень угрозы и собрал войско в тридцать раз превышающее численность казаков Ермака. Тем не менее, Ермак решил не отступать. Сражение началось утром 23 октября 1582г на берегу реки Иртыш, недалеко от устья Тобола. И, хотя сибиряки дрались с отчаянной храбростью, они потерпели полное поражение и после упорного рукопашного боя бежали. Ермак вступил в Кашлык, а татары и прочее население(манси, вогулы) стали приходить и бить челом о принятии их в русское подданство. Таким образом огромный край протяженностью от Уральских гор до рек Чусовой и Утки(с запада на восток) и от Обского залива на севере и вниз по Иртышу на юг покорился горстке храбрецов.
Кучум уцелел в том бою и скрывался в степях. Лишь спустя три года, в 1585г. ему удалось хитростью выманить казаков из Кашлыка и разбить их. Сам Ермак погиб. Но, не смотря на победу, Кучум уже не смог воссоздать свою державу. Почти сразу Годунов развернул строительство новых городов по берегам сибирских рек, в Сибирь двинулись отряды царских служилых людей и хлынул поток вольных переселенцев. Тюмень – в 1586г., Тобольск – в 1587, позже – в 1593 Пельм и новый административный центр Березов. В 1594г. на средней Оби строится Сургут, а на среднем Иртыше – Тара. В 1598г в Барабинской степи близ Оби были настигнуты и разгромлены остатки войска Кучума, сам хан бежал, однако вскоре он погиб. Таким образом, русское господство утверждается по всему бассейну Оби, давая простор для дальнейшей колонизации Сибири.
Экономическая ситуация в России конца ХVIв. была очень непростой. Еще сильно сказывались последствия опричнины. Внутренняя политика Ивана Грозного способствовала закрепощению русского крестьянства. С открытием Сибири, с занятием земель на юге последовало движение народа в этих направлениях. Пустели целые посады и волости. Если бы оттоку населения не было бы поставлено пределов, то можно было бы ожидать, что середина государства скоро лишится большей части тяглового люда, а оставшиеся не вынесут бремени налогов и впадут в нищету. Учитывая интересы служилых людей, государство должно было любой ценой остановить переход крестьян из поместий. Существует мнение, что правительство царя Федора издало указ, отменявший право крестьянского выхода, лишивший крестьян возможности покидать раз занятые ими земли. Однако в уцелевших актах нет указаний на то, чтобы такой указ был когда-либо издан. А вот указ о пятилетнем сыске беглых крестьян и закона о кабальных холопах, лишаемых права освобождаться путем уплаты долга, был принят в 1597г. Многие историки склонны считать, что именно этот указ ввел крепостничество в России и таким образом предопределил ее историю на многие века. Однако могут быть правы и те, кто считает, что крепостное право на Руси установилось несколько позднее, при первых Романовых, постепенно, не юридически, а ходом самой жизни.
Распространение научных званий.
Ересь стригольников, как уже было сказано, была наиболее резким проявлением рационалистического течения в духовной жизни русского общества, в общем, порабощенной церковной традицией и мистикой. Проблески такой же тенденции к умственной самостоятельности можно усматривать и в попытках усвоения различных приобретений научной мысли. В расс ...
Культура и быт русского народа в XVI веке.
К началу 16 века определяющую роль в влиянии на культуру и быт русского народа играло христианство. Оно сыграло положительную роль в преодолении суровых нравов, невежества и диких обычаев древнерусского общества. В частности, нормы христианской морали оказывали огромное влияние на семейную жизнь, брак, воспитание детей. Правда. богослов ...
Возникновение полиса
В культуре Древней Греции наблюдается сочетание традиционных черт, восходящих к архаической и еще более ранним эпохам, и совершенно иных, порожденных новыми явлениями в социально-экономической и политической сферах. Рождение нового отнюдь не означало гибели старого. Как в городах строительство новых храмов весьма редко сопровождалось ра ...



Разделы