Экономика России в период гражданской войны
Страница 1

Материалы » Формирование административно-командной экономики СССР » Экономика России в период гражданской войны

Экономическая политика этого периода получила название военного коммунизма. Эта политика сводилась в основном к следующему: национализировать мелкую и среднюю промышленность (29 ноября 1920г. были национализированы предприятия, насчитывающие свыше 5 рабочих при наличии механического двигателя и свыше 10 рабочих при отсутствии двигателя), ужесточить продовольственную политику. В январе 1919г. хлебная монополия была дополнена продразвёрсткой на хлеб и фураж, а впоследствии на все продукты сельского хозяйства. Крестьянин был обязан сдавать государству все излишки продовольствия сверх собственного потребления. За эти поставки предусматривалась оплата по твердым ценам. Но поскольку бумажные деньги обесценивались очень быстро, то фактически продразверстка означала прямую конфискацию продовольствия.

Исходя из идеи о необходимости скорой отмены денег, правительство все больше склонялось к полному обесценению денег путем их неограниченной эмиссии.

Их было напечатано так много, что они обесценились в десятки тысяч раз и почти полностью потеряли покупательную способность. Основная масса денег состояла из царских рублей, известных как «николаевки». В ходу было очень много бумажных денег, выпущенных Временным правительством, так называемых «керенок». Денежная эмиссия первых послереволюционных лет оказалась самым главным источником пополнения государственного бюджета. В первой половине 1918 года Народный банк выпускал ежемесячно по 2-3 млрд. рублей. В январе 1919 года в России в обращении находилось 61,3 млрд. руб. В феврале 1919 года были выпущены первые советские деньги, которые назывались «расчетные знаки РСФСР». В мае 1919 года Народному банку было предписано выпускать денег столько, сколько нужно для хозяйства страны. В 1921 году ежемесячно выпускалось бумажных денег в среднем на 188,5 млрд. руб.

Чтобы уменьшить спрос на денежные знаки, стали выпускать купюры по 5 и 10 тысяч рублей, но одновременно стало катастрофически не хватать мелких денег, наступил так называемый «разменный кризис». С крестьянами при сдаче хлеба расплачивались крупными купюрами: одной на несколько человек. В результате советские деньги были полностью обесценены. В 1921 году покупательная способность 50-тысячной купюры приравнивалась к довоенной монете в одну копейку. Однако совсем без полноценных денег обойтись было невозможно, поэтому в стране наиболее распространенными единицами измерения ценностей стали хлеб и соль.

Разруха, бездорожье, гражданская война превратили страну в замкнутые, обособленные экономические острова с внутренними денежными эквивалентами. По бывшей Российской империи ходило множество разновидностей денег. Свои собственные деньги печатали в Туркестане, Закавказье, во многих российских городах: Ижевске, Иркутске, Казани, Калуге и многих других. В результате проведения такой денежной политики была полностью разрушена финансовая система страны. И вполне закономерно экономика перешла к натуральному обмену. Местная власть выписывала ордера, по которым предприятия должны были бесплатно отпускать свою продукцию другим предприятиям и организациям. Налоги отменялись, долги друг другу аннулировались. Фактически прекратила свое существование кредитно-банковская система. Народный банк был объединен с казначейством, а по сути превратился в центральную расчетную кассу.

В соответствии с продразверсткой в стране была запрещена частная торговля хлебом и другими продуктами. Все продовольствие распределялось государственными учреждениями строго по карточкам. Были отменены денежные налоги с населения, а также плата за жилье, коммунальные услуги и др.

Страницы: 1 2

Новые профессиональные и образовательные модели.
Данная глава посвящена обзору новых профессиональных и образовательных моделей дворянства, возникших в течение полувека после освобождения крестьян. Большинство дворян, однако, все еще посвящали себя службе государству. Но вот мотивы и характер этой службы начали коренным образом меняться. Глава снабжена статистическими таблицами числен ...

Задачи методики.
Таким образом, методика исследует обучения истории, многосторонние связи между компонентами процесса обучения истории: целями обучения (намечаемые результаты) — содержанием обучения (отбор материала) - преподаванием (деятельность учителя и методическое построение учебных пособий) — учебной деятельностью школьников (восприятие, мышление, ...

Культурная жизнь Красноярска
С окончанием войны встали сложные задачи в области культурного строительства. Прежде всего, нужно было восстановить разрушенные оккупантами очаги культуры, значительно расширить сеть школ, вузов, научно-исследовательских и культурно-просветительных учреждений. Ответственные задачи стояли и в идеологической сфере, в деле коммунистическо ...