Воспитание и образование в древнем Риме
Страница 2

Низшей ступенью обучения свободных граждан являлись тривиальные школы. Продолжительность обучения не превышала двух лет. Учились мальчики и девочки приблизительно с семилетнего возраста. В круг дисциплин входили латинская грамота (иногда греческая), общее знакомство с литературой, начатки счета. На занятиях арифметикой систематически пользовались особой счетной доской - абакой, считать учили по пальцам. Учитель занимался отдельно с каждым учеником. Школы находились в не приспособленных для занятий помещениях. Широко практиковались физические наказания плетью и палкой, в ходу были поощрения для успевавших.

Частные грамматические школы были учебными заведениями повышенного типа. Здесь обыкновенно обучались подростки с 12 до 16 лет после домашней подготовки. По сравнению с тривиальными грамматические школы размещались в более благоустроенных помещениях, предлагали широкую программу. Помимо предметов, изучаемых обычно в тривиальной школе, здесь были обязательными греческий язык, основы римского права (12 таблиц), грамматика латинского языка, риторика. Количество учеников - ограниченное, обучение - преимущественно индивидуальное. В более поздний период делались попытки разбить учащихся на группы (классы). В ряде частных школ в дополнение к указанной программе для детей состоятельных родителей проводились уроки физической подготовки. В школах не обучали ни музыке, ни танцам. Военную подготовку молодежь проходила в воинских формированиях – легионах [10,171].

В IV в. появились риторические школы по греческому образцу. Здесь изучали греческую и римскую литературу, основы математики, астрономии, права и довольно интенсивно - философию. В последнем случае нередко практиковались диспуты в духе софистики не самого лучшего свойства. До нас дошли темы таких диспутов, например прославление мухи или плеши. Риторические школы выполняли определенный социальный заказ - готовили юристов для разраставшейся бюрократической государственной машины Римской империи.

[1] Аристотель. Этика. Политика. Поэтика//Собр. соч.: В 4-х тт. Т. 4. - М, 1984. – С.154.

[2] Блаватская Т. В. Греческое общество второго тысячелетия до новой эры и его культура.- М., 1976. – С.15.

Страницы: 1 2 

Новый Верден
Из доклада советского офицера из этого района явствует: «Противник занял Кашару, Кутюрку, Погореловцы и Самодуровку и, готовясь к второй лобовой атаке, двинул 200 танков и моторизованную пехоту в направлении Теплого. 1-я и 2-я батареи погибли, но не отступили ни на шаг. Уничтожено сорок танков. В первом батальоне противотанковых ружей ...

Людовик XVI
ЛЮДОВИК XVI (Louis XVI) Бурбон (Людовик Август, Louis-Auguste) (23 августа 1754, Версаль — 21 января 1793, Париж), король Франции в 1774-1792, герцог Беррийский с 1765 года, внук Людовика XV. Свергнут с престола во время Великой французской революции, и казнен по постановлению Конвента. ...

Предыстория появления
Он родился на Дону, рос среди бедных казаков, участвовал в войнах и получил за храбрость младший офицерский чин. Имел Пугачёв опыт и в обращении с документами, многократно выступая делегатом-челобитчиком от крестьян и казаков. Вероятно, очень обширный и успешный, раз был арестован за это властями. А обобщив настроения, мечты и чаяния на ...