Воспитание и образование в древнем Риме
Низшей ступенью обучения свободных граждан являлись тривиальные школы. Продолжительность обучения не превышала двух лет. Учились мальчики и девочки приблизительно с семилетнего возраста. В круг дисциплин входили латинская грамота (иногда греческая), общее знакомство с литературой, начатки счета. На занятиях арифметикой систематически пользовались особой счетной доской - абакой, считать учили по пальцам. Учитель занимался отдельно с каждым учеником. Школы находились в не приспособленных для занятий помещениях. Широко практиковались физические наказания плетью и палкой, в ходу были поощрения для успевавших.
Частные грамматические школы были учебными заведениями повышенного типа. Здесь обыкновенно обучались подростки с 12 до 16 лет после домашней подготовки. По сравнению с тривиальными грамматические школы размещались в более благоустроенных помещениях, предлагали широкую программу. Помимо предметов, изучаемых обычно в тривиальной школе, здесь были обязательными греческий язык, основы римского права (12 таблиц), грамматика латинского языка, риторика. Количество учеников - ограниченное, обучение - преимущественно индивидуальное. В более поздний период делались попытки разбить учащихся на группы (классы). В ряде частных школ в дополнение к указанной программе для детей состоятельных родителей проводились уроки физической подготовки. В школах не обучали ни музыке, ни танцам. Военную подготовку молодежь проходила в воинских формированиях – легионах [10,171].
В IV в. появились риторические школы по греческому образцу. Здесь изучали греческую и римскую литературу, основы математики, астрономии, права и довольно интенсивно - философию. В последнем случае нередко практиковались диспуты в духе софистики не самого лучшего свойства. До нас дошли темы таких диспутов, например прославление мухи или плеши. Риторические школы выполняли определенный социальный заказ - готовили юристов для разраставшейся бюрократической государственной машины Римской империи.
[1] Аристотель. Этика. Политика. Поэтика//Собр. соч.: В 4-х тт. Т. 4. - М, 1984. – С.154.
[2] Блаватская Т. В. Греческое общество второго тысячелетия до новой эры и его культура.- М., 1976. – С.15.
Заключение.
Осенью 971 г. Святослав покинул Болгарию. По договоренности с Византией греки обязаны были обеспечить безопасный проход руссов через днепровские пороги. Нельзя со стопроцентной уверенностью утверждать, что именно греки подговорили кочевников к нападению на Святослава, оплатив его золотом. Император отправил в кочевья епископа Феофила, к ...
Историография изучения бронзового века в
Кыргызстане
Историей археологических исследований Кыргызстана занимались многие ученые, такие как Лунин Б.А., Шерстобитов В.П., Орозалиев К.К., Винник Д.Ф., Бернштам А.Н., Кибиров А.К., Абетеков А.К., Заднепровский Ю.А. и др. Хорошо она предложена в Истории Киргизской ССР том 1 1968 и 1984-х годов изданий. В ряде работ вышеуказанные авторы излагали ...
Хозяйство стран Древнего Востока
История древней цивилизации охватывает период с середины IV тысячелетия до н. э. до падения Западной Римской империи в V в. н. э. В IV–III тысячелетиях первые очаги цивилизации возникают в Месопотамии (Двуречье), в Египте; в III и II тысячелетии в Индии и Китае – соответственно в долинах рек Тигр и Евфрат, Нил, Инд, Хуанхэ. Эти районы о ...
Разделы