Несколько десятилетий господства в предкавказских степях оногуров, а затем и савир в значительной степени изменили этническую карту этого края. Тюркский язык, носителем которого были хазары, дагестанские гунны, болгары и савиры, стал господствующим языком Предкавказья, а иранская речь продолжала сохраняться лишь местами, преимущественно в центральной части Северного Кавказа, где жили аланские племена. Аланы, укрепившись в горах и предгорьях Центрального Кавказа, долгое время сохраняли свою самобытность и, несмотря на бури, проносившиеся по предкавказским степям, не утратили своей независимости. Влияние алан на соседние народы продолжало оставаться устойчивым и не зависело от политической конъюнктуры. Контролируя подходы к Дарьяльскому ущелью, аланы поддерживали контакты с народами, жившими как к югу, так и к северу от него. Их политические связи с Ираном, Картли и Византией придавали особый вес аланским правителям в северокавказской политике. Вынужденные время от времени защищаться, они покрыли свои предгорья сетью крепостей, что еще больше усилило их неуязвимость со стороны открытых степных пространств. В дальнейшем внутри защищенных крепостными стенами поселений возникли первые аланские города. Несмотря на все это, аланы еще долго продолжали оставаться степняками и сохраняли контроль над низинными пастбищами, прилегающими к укреленным предгорным районам.
В Дагестане в такой же ситуации, как и аланы, оказались болы, дурболгары и дагестанские гунны. Они также защитили крепостями свои предгорья, но продолжали владеть прилегающей равниной, где зимой выпасали стада.
Оногуры, оттесненные савирами на запад, покорили кубанских болгар и со временем составили с ними единый народ; какая-то часть при этом покинула Прикубанье и ушла через Дон на запад, Северное Причерноморье. В 475 году эти болгары пересекли Дунай, а в 479 уже стали участниками внутриполитических событий в Византийской Империи[1].
С приходом в Прикаспий савир и установлением их господства над всем Предкавказьем, хазары впервые получили опыт более или менее прочного многонационального объединения. Кроме того, хазары переняли многое из савирской военной тактики и вооружения, что сделало их одной из самых могущественных и боеспособных этнических групп на всем Кавказе. Могущество хазар обеспечивалось также союзом с самими савирами, которые заняли часть хазарских земель в Терской дельте.
Представленное здесь описание этнической ситуации в Предкав-казьеув начале 6 века не будет полным, если не учесть того обстоятельства, что строгих этнических границ в степях никогда не было. Оногуры интенсивно растворялись не только среди болгар, а савиры – не только среди хазар, - на протяжении веков шел процесс смешения степных народов не только друг с другом, но и с кавказскими горцами. Этим, прежде всего и объясняется взаимопроникновение и единство культурных традиций степняков и горцев в целом, и всех степных народов в частности[2].
Гимн
В "Толковом словаре русского языка" С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова слово "гимн" трактуется как:
1. Торжественная песня, принятая как символ государственного или социального единства;
2. Вообще - хвалебная песня, музыкальное произведение.
Гимн (греч. hymnos), торжественная песнь на стихи программного характера. Извест ...
Рузвельт (в центре) во время Крымской конференции
Переизбранный в 1944 на четвертый срок Рузвельт внес значительный вклад в исторические решения Крымской конференции (1945). Его реалистическая позиция была продиктована трезвым учетом текущей военно-стратегической и политической обстановки в связи с успешным продвижением советских войск в Восточной Европе, желанием договориться о вступл ...
Политический портрет Франьо Туджмана
Франьо Туджман, первый президент независимой Хорватии, умер счастливым человеком. В день его смерти 10 декабря 1999 года, партия которую он создал в 1989 все еще была у власти. Всего три недели спустя она потерпела беспрецедентное поражение на парламентских выборах. Туджман никогда не мог подумать, что такое произойдёт; он постоянно гов ...



Разделы