Народное недовольство

Тяжелая ситуация в этот период сложилась в центральных уез­дах государства, и до такой степени, что население бежало на окраины, бросив свои земли. (Например, в 1584 году в Московс­ком уезде распахивалось всего 16% земли, в соседнем Псковском уезде — около 8%).

Чем больше уходило людей, тем тяжелее давило правитель­ство Бориса Годунова на оставшихся. Дворянам выдавались «послушные грамоты», согласно кото­рым крестьяне должны были платить оброки не как раньше (по сложившимся правилам и размерам), а гак, как захочет хозяин.

Новое «посадское строение» предусматривало возвращение в города беглых «тяглецов», приписку к посадам владельческих кре­стьян, которые занимались в городах ремеслом и торговлей, но не платили налога, ликвидацию внутри городов дворов и слобод, которые также не платили налоги. Таким образом, можно утверждать, что в конце XVI века в Рос­сии фактически сложилась государственная система крепостного права — наиболее полной зависимости при феодализме.

Такая политика вызывала огромное недовольство крестьян­ства, которое создавало в то время подавляющее большинство в России. Периодически в деревнях возникали волнения. Нужен был толчок для того, чтобы недовольства вылились в «смуту». Таким толчком стали неурожайные 1601-1603 года и последо­вавшие за ними голод и эпидемии. Принимаемых мер было не­достаточно. Многие феодалы отпускают на волю своих людей, чтобы не кормить их, и это увеличивает толпы бездомных и го­лодных. Из отпущенных или беглых образовывались шайки раз­бойников. В 1603 году отряды вос­ставших крестьян и холопов подступали к самой Москве. С боль­шим трудом восставшие были отбиты.

Государственный порядок в учении Великого учителя.
Социальный порядок Учителю виделся в том, что в государстве, как и в семье, старшие должны управлять, младшие подчиняться и быть объектом заботы. Патернализм чжоуской клановой структуры у Конфуция плавно трансформировался в высокозначимый культ мудрых старших, древних предков, как в каждой семье, так и в стране в целом. «Пусть государь ...

Второй поход татаро-монголов
К планомерному завоеванию Северного Кавказа татаро-монголы приступили одновременно с завоеванием русских земель. Когда главные их силы во главе с их ханом Бату выступили в поход на Русь, часть войск была послана на Северо-Западный Кавказ. В персидской летописи Рашид Ад-Дина говориться, что осенью 1237 года монгольские царевичи Менгу-каа ...

Социально-этические воззрения Ф. Скорины. Краткая биография
Франциск Скорина - выдающийся деятель белорусской культуры XVI в., основатель белорусского и восточнославянского книгопечатания, разносторонняя деятельность которого имела общеславянское значение. Ученый, писатель, переводчик и художник, доктор философии и медицины, гуманист и просветитель Франциск Скорина оказал значительное воздействи ...