Гимн
Страница 2

Композитор справился с этой задачей. Написанный им Национальный гимн впервые прозвучал 11 декабря 1833 года в Большом театре. А по Указу Николая I от 31 декабря 1833 года гимн, получивший название "Боже, царя храни!", был объявлен государственным.

Этот гимн звучал в России до 1917 года. В армии он исполнялся при проведении строевых и церковных парадов, почетных караулов, строевых смотров, вручении знамен и наград, при встречах государя и лиц царской фамилии. Гимн своей патетикой усиливал эмоциональное воздействие воинских ритуалов.

После февральской революции 1917 года Временное правительство отказалось от старого гимна. В период от февраля до октября 1917 года в России звучало вместо старого гимна произведение композитора В. Березовского под названием "Гимн свободной России" на слова Д. Ратгауза.

После октябрьской революции большевики утвердили в качестве своего гимна музыку известного "Интернационала". Но в годы Великой Отечественной войны было принято решение о создании нового государственного гимна, что, несомненно, отвечало объективным требованиям времени. Новый государственный гимн СССР (музыка А. Александрова, слова С. Михалкова и Г. Эль-Регистана) впервые был исполнен в ночь на 1 января 1944 года по Всесоюзному радио.

После войны сложилась парадоксальная ситуация. Существовал государственный гимн СССР. В каждой союзной республике звучал также свой собственный национальный гимн. И только РСФСР - единственная республика в составе СССР, не имела своего гимна. Поэтому в послевоенные годы началась работа над созданием гимна России. Нескольким ведущим композиторам было предложено попробовать это сделать, но все попытки оказались безуспешными. Гимн Российской федерации так и не был утвержден.

Идея создания российского гимна возникла вновь в 1990 году, что было естественным и закономерным в условиях начавшегося развала СССР, краха коммунистической идеологии, борьбы демократических сил за российский суверенитет, возрождения национальных традиций и государственных символов России. За день до открытия I съезда народных депутатов РСФСР была опубликована информация о создании комиссии из ведущих деятелей литературы и искусства, на которую была возложена обязанность провести организационную работу по созданию государственного гимна России. На одном из заседаний комиссии с предложением взять за основу гимна "Патриотическую песнь" М. Глинки выступил известный композитор Родион Щедрин. В свое время (в послевоенный период) это предложение не раз высказывали известные советские композиторы Дмитрий Шостакович и Арам Хачатурян.

После прослушивания на комиссии полной оркестровой записи сочинение Глинки "Патриотическая песнь" было утверждено в качестве музыкальной основы будущего гимна России. Специалисты так аргументировали свои доводы: мелодии присущи величавость и лаконизм; она легко запоминается, изначально не связана словом, что дает свободу для создателей текста гимна, на который тогда же был объявлен профессиональный конкурс.

"Патриотическая песнь" выдающегося русского композитора Михаила Ивановича Глинки, дошедшая до нас в виде небольшой (всего 16 тактов) мелодии для фортепиано, представляет собой, вне сомнения, замысел отечественного гимна.

Свидетельством тому являются следующие документальные сведения. Известный музыкальный критик В. Стасов на основе сопоставительных исследований отнес датировку этого музыкального произведения к 1833 году (глинкинская запись датировки не имела). Отсюда следует, что замысел создания русского национального гимна возник у композитора вскоре после императорского обращения к А.Ф. Львову с просьбой написать музыкальную основу российского гимна. Вскоре замысел был воплощен в нотном наброске, который сам композитор назвал "Мелодия национального гимна". Когда же официально была принята музыка композитора Львова в качестве национального гимна, М.И. Глинка забыл о своем наброске, и он более полувека оставался в неразобранном архиве композитора.

В 1895 году музыковед Н.Ф. Финдейзен впервые сообщил о незавершенном глинковском замысле в "Русской музыкальной газете", однако эта заметка не привлекла внимания музыкальной общественности. И только в 1944 году, спустя еще полстолетия, профессором М.М. Багриновским была выполнена инструментовка произведения для большою симфонического оркестра. В 1947 году в день празднования 800-летия основания Москвы "Патриотическая песнь" впервые прозвучала перед широкой аудиторией. После этого "Патриотическая песнь" М. Глинки не раз исполнялась по радио и являлась долгие годы музыкальной заставкой советских радиопередач на зарубежные страны.

Страницы: 1 2 3

Основная часть. Этапы петровских реформ
Петр I вошел в историю России как великий реформатор. Не было такой сферы общественной жизни, которую российский император не подверг коренному переустройству. Целью его было превращение России в великую европейскую державу, и в этом деле он много преуспел. Петровская Россия стала активным и влиятельным участником европейской политики, ...

Разоблачение фальсификации истории войны
В годы Второй мировой войны ожесточенная борьба велась не только на полях сражений, но и в духовной сфере, за умы и сердца миллионов людей на всей планете. Идеологическая борьба велась по самым различным вопросам политики, международных отношений, хода и исхода войны, преследуя при этом принципиально разные цели. Если фашистское руково ...

Социально-политические предпосылки
Однако имущественное и социальное неравенство возникало не только в общине. В это время, в VII-IX вв. у славян выделяется родоплеменная и военно-дружинная знать. В эпоху господства родовых отношений высшим органом племени является народное собрание – собрание всех членов этого племени. Народное собрание обеспечивало социальное и экономи ...