Введение.
Страница 1

История старого Кенигсбергского университета, знаменитой Альбертины, продолжалось четыре столетия. Она оборвалась в 1945 году, когда в результате второй мировой войны г. Кенигсберг вместе с частью Восточной Пруссии был передан Советскому Союзу. Семисотлетний немецкий период восточно-прусской истории завершила в первые послевоенные годы депортация остатков местного немецкого населения в Германию. Последние немцы уносили с собой живую память, дух и традиции земли, покоренной их предками в давние средневековые времена.

Война разъединила два народа – российский и немецкий. Их взаимное отчуждение в послевоенное время особенно ощутимо отозвалось в российской Калининградской области – части бывшей Восточной Пруссии. Эта земля стала надолго недоступной для немцев, даже для тех, кому она была родиной.

Положение в Калининградской области, как и в стране в целом начало изменяться только во второй половине 80-х годов. Область открыла свои границы для иностранцев, рухнула стена, заслонявшая взгляд из Калининграда в прошлое этой земли, стала реальностью возможность говорить и писать о довоенном периоде ее истории. Калининградский университет, основанный в 1967 году, начал устанавливать связи с университетами Запада, и в частности с немецкими.

Рассеялась пелена запрета и на историю Альбертины, и, как следствие, приходило осознание того, сколь богатым и разносторонним был вклад Кенигсбергского университета в европейскую культуру, какую заметную роль он играл в интеллектуальном и духовном развитии не только немецкого, но и соседних восточно-европейских народов-польского, литовского, русского. Впервые в Калининграде возникли предпосылки для профессионального исследования истории старого университета, его научного и культурного наследия. Интерес и внимание к этому предмету стимулировало 450-летие со времени основания Альбертины, наступившее в 1994 году.

Кенигсбергский университет был основан в 1544 году на волне мощного реформационного движения, охватившего Западную Европу в XVI столетии. К этому времени в Европе уже сложилась достаточно прочная традиция университетского образования и университетской науки. Идея университета как свободной корпорации учителей и учащихся впервые начала воплощаться в XI-XII вв. в Италии и Франции. В германских владениях первый университет был открыт в 1348 году в Праге императором Карлом IV.

В будущем прусском королевстве, образованном в 1701 году, Кенигсбергский университет занял четвертое по возрасту место, уступая лишь университетам Грейфсвальда, Франкфурта-на-Одере и Марбурга (1527 г.). В Прусско-Бранденбургском государстве Гогенцоллернов, предшествовавшем королевству и возникшем в результате соединения в 1618 году Прусского гергцовства и Бранденбургского курфюршества, Кенигсбергский университет стал, если следовать хронологии, вторым высшим учебным заведением после открытого 38-ю годами раньше университета во Франкфурте-на-Одере. Еще раньше, в пору своего основания столицы Прусского гергцовства , университет был первой долгое время единственной высшей школой на землях между нижними течениями Вислы и Немана ( если не считать католического богословского коллегиума, открытого в Браунсберге (Бранево) в 1565 году).

Одним из ближайших соседей Кенигсбергского университета был его старший собрат в Польше – Краковский Ягеллонский университет ,основанный в 1364 г.Уже после открытия Альбертины к востоку от нее появились еще два центра европейского высшего образования: иезуитская академия в Вильно в 1579 году и университет в Дерпте , учрежденный в 1632 году шведским королем Густавом Адольфом.

Таким образом, Кенигсбергский университет едва ли можно отнести к числу патриархов европейской или хотя бы немецкой высшей школы: он даже не попадает в десятку старейших немецких университетов. Но своеобразие исторический судтбы и географического пположения между балто-славянским востоком и германским западом обусловили особую роль академии на Прегеле в истории европейской науки и культуры.

Круглые юбилейные даты Кенигсбергского университета отмечались очень торжественно и по старой традиции становились праздником всего города.

100-летний юбилей в 1644 году украсило пышное представление во дворе замка. В сценическом действе “Пруссиархус, сочиненном специально для этого случая знаменитым поэтом профессором университета Симоном дахом, представлялось основание академии и возносилась хвала Бранденбургскому правящему дому.

К 200-летию университета была издана первая подробная и оснорванная на документальном материале монография по его истории. Ее автор- кенигсбергский профессор теологии Д.Г.Арнольд ( 1706-1775). Он же составил и опубликовал биографии 250 ученых Пруссии. Юилею было посвящено также жизнеописание университета герцога Альбрехта Бранденбургского, составленное Ф.С.Боком и изданное в Кенигсберге в 1745 г.

Страницы: 1 2

Вторая научно-техническая революция
Последняя треть XIX в, в передовых странах Европы, Америки и Азии отмечается завершением развития капитализма в его классической форме и переходом в монополистический этап развития. Свершается вторая научно-техническая революция, в основе которой лежит изменение энергетической базы. Осуществляется электрификация промышленности, транспор ...

Деятельность партизанского движения с ноября 1942 по конец 1943 года
Указанный период движения Сопротивления был временем его наибольшего развития на территории СССР и, в частности, на Украине. Этот период отмечен увеличением количества действующих партизанских формирований, ростом их численности и превращение этого вида борьбы в фактор оперативно-стратегического значения. В это время были проведены широ ...

Направления диссидентского движения
В диссидентском движении можно выделить три основных направления: - первое - гражданские движения ("политики"). Самым масштабным среди них было правозащитное движение. Его сторонники заявляли: "Защита прав человека, его основных гражданских и политических свобод, защита открытая, легальными средствами, в рамках действующ ...