Введение.
Страница 1

История старого Кенигсбергского университета, знаменитой Альбертины, продолжалось четыре столетия. Она оборвалась в 1945 году, когда в результате второй мировой войны г. Кенигсберг вместе с частью Восточной Пруссии был передан Советскому Союзу. Семисотлетний немецкий период восточно-прусской истории завершила в первые послевоенные годы депортация остатков местного немецкого населения в Германию. Последние немцы уносили с собой живую память, дух и традиции земли, покоренной их предками в давние средневековые времена.

Война разъединила два народа – российский и немецкий. Их взаимное отчуждение в послевоенное время особенно ощутимо отозвалось в российской Калининградской области – части бывшей Восточной Пруссии. Эта земля стала надолго недоступной для немцев, даже для тех, кому она была родиной.

Положение в Калининградской области, как и в стране в целом начало изменяться только во второй половине 80-х годов. Область открыла свои границы для иностранцев, рухнула стена, заслонявшая взгляд из Калининграда в прошлое этой земли, стала реальностью возможность говорить и писать о довоенном периоде ее истории. Калининградский университет, основанный в 1967 году, начал устанавливать связи с университетами Запада, и в частности с немецкими.

Рассеялась пелена запрета и на историю Альбертины, и, как следствие, приходило осознание того, сколь богатым и разносторонним был вклад Кенигсбергского университета в европейскую культуру, какую заметную роль он играл в интеллектуальном и духовном развитии не только немецкого, но и соседних восточно-европейских народов-польского, литовского, русского. Впервые в Калининграде возникли предпосылки для профессионального исследования истории старого университета, его научного и культурного наследия. Интерес и внимание к этому предмету стимулировало 450-летие со времени основания Альбертины, наступившее в 1994 году.

Кенигсбергский университет был основан в 1544 году на волне мощного реформационного движения, охватившего Западную Европу в XVI столетии. К этому времени в Европе уже сложилась достаточно прочная традиция университетского образования и университетской науки. Идея университета как свободной корпорации учителей и учащихся впервые начала воплощаться в XI-XII вв. в Италии и Франции. В германских владениях первый университет был открыт в 1348 году в Праге императором Карлом IV.

В будущем прусском королевстве, образованном в 1701 году, Кенигсбергский университет занял четвертое по возрасту место, уступая лишь университетам Грейфсвальда, Франкфурта-на-Одере и Марбурга (1527 г.). В Прусско-Бранденбургском государстве Гогенцоллернов, предшествовавшем королевству и возникшем в результате соединения в 1618 году Прусского гергцовства и Бранденбургского курфюршества, Кенигсбергский университет стал, если следовать хронологии, вторым высшим учебным заведением после открытого 38-ю годами раньше университета во Франкфурте-на-Одере. Еще раньше, в пору своего основания столицы Прусского гергцовства , университет был первой долгое время единственной высшей школой на землях между нижними течениями Вислы и Немана ( если не считать католического богословского коллегиума, открытого в Браунсберге (Бранево) в 1565 году).

Одним из ближайших соседей Кенигсбергского университета был его старший собрат в Польше – Краковский Ягеллонский университет ,основанный в 1364 г.Уже после открытия Альбертины к востоку от нее появились еще два центра европейского высшего образования: иезуитская академия в Вильно в 1579 году и университет в Дерпте , учрежденный в 1632 году шведским королем Густавом Адольфом.

Таким образом, Кенигсбергский университет едва ли можно отнести к числу патриархов европейской или хотя бы немецкой высшей школы: он даже не попадает в десятку старейших немецких университетов. Но своеобразие исторический судтбы и географического пположения между балто-славянским востоком и германским западом обусловили особую роль академии на Прегеле в истории европейской науки и культуры.

Круглые юбилейные даты Кенигсбергского университета отмечались очень торжественно и по старой традиции становились праздником всего города.

100-летний юбилей в 1644 году украсило пышное представление во дворе замка. В сценическом действе “Пруссиархус, сочиненном специально для этого случая знаменитым поэтом профессором университета Симоном дахом, представлялось основание академии и возносилась хвала Бранденбургскому правящему дому.

К 200-летию университета была издана первая подробная и оснорванная на документальном материале монография по его истории. Ее автор- кенигсбергский профессор теологии Д.Г.Арнольд ( 1706-1775). Он же составил и опубликовал биографии 250 ученых Пруссии. Юилею было посвящено также жизнеописание университета герцога Альбрехта Бранденбургского, составленное Ф.С.Боком и изданное в Кенигсберге в 1745 г.

Страницы: 1 2

Рабство
Рабы, или «тлакотин» также составляли важный класс, отличавшийся от военнопленных. Это рабство также сильно отличалось от того, что наблюдалось в европейских колониях и имело много общего с рабством классической древности. Во-первых, рабство было личным, не передаваемым по наследству, дети раба были свободны. У раба могла быть личная со ...

Начало войны
Формальным предлогом для начала Русского похода «Великой армии» стало обвинение Наполеоном Бонапартом монарха России в якобы нарушении Тильзитского мирного договора. Война начиналась внезапно, без ее официального объявления. В ночь на 12 июня французские войска начали переправу по четырем наведенным через реку Неман мостам. Первые выстр ...

Заключение.
До Великих реформ российское дворянство представляло собой привилегированное сословие, владевшее значительными земельными богатствами, занимавшее доминирующие позиции на службе государству и исключительное положение в обществе. Накануне революции 1917 года первое сословие было фактически немногим большим, чем правовая фикция, существующ ...