Культура

Несмотря на то, что в сравнении с 1917 годом в МАССР наблюдалось развитие культуры, - все же существующая тоталитарная система не способствовала духовному развитию населения левобережья Днестра. Разрушение церквей и святых обителей, сожжение церковных книг, уничтожение икон, игнорирование местных обычаев и традиций - все это было лишь незначительной частью проводимой Сталиным политики. Педагогическая и пропагандистская деятельность носила антинациональный характер и была направлена на искусственное разделение на две нации - на молдован и румын. Большинство учителей, руководителей различных предприятий, интеллигенция в целом очень слабо владели молдавским языком или вообще не владели им. К 1924 году, когда была создана автономная республика, в крае работали 683 учителя, из которых всего 11 (!) были молдованами. Усилился также процесс украинизации молдавского населения.

Несмотря на все существующие трудности в развитии культуры, следует отметить и многие положительные стороны. Были открыты новые учебные заведения, среди которых педагогический институт в Тирасполе и учительский в Балте, научно-исследовательский институт, сельскохозяйственные и профессионально-технические школы, 10 школ с обучением на молдавском, русском и еврейском языках, дома культуры, библиотеки и т.д.1 мая 1924 года вышла в свет первая газета на молдавском языке "Плугарул рош" (Красный пахарь), в которой сотрудничали Т. Малай, М. Кабак, М. Андриеску, М. Марков, А. Кафтанаки, С. Лехтицер, Д. Милев и др. С 1932 года был осуществлен переход на латинскую графику. Попытки приблизиться к румынской культуре были смелым шагом в условиях тоталитарного государства. В своих произведениях писатели стремились донести до читателя правду. Книга Д. Милева "Отэнеску", статья "Влэхуцэ" С. Лехтицера, попытки дискуссий по поводу происхождения молдавского народа и процесса романизации и приобщения к румынской классической литературе свидетельствуют, что сталинский режим не в состоянии был задушить национальное самосознание.

В 1938 году под предлогом того, что латинская графика незнакома большинству населения МАССР и способствует румынизации молдавского языка, она была запрещена. Был осуществлен переход на кириллицу, что отрицательно отразилось на развитии молдавской культуры. В целом пропаганда в МАССР носила антирумынский характер и была направлена на утверждение тезиса о существовании двух языков, двух наций, двух культур.

Воспитание и образование в древней Греции
В 3 - 2 тысячелетиях до н. э. в Греции, на Крите и некоторых других островах Эгейского моря возникла самобытная культура со своей письменностью. От пиктографии к клинописи до слогового письма - такова эволюция этой письменности. Ею владели жрецы, царская свита, вельможи и состоятельные граждане. Центры обучения писцов возникали при дво ...

Социально-этические воззрения Ф. Скорины. Краткая биография
Франциск Скорина - выдающийся деятель белорусской культуры XVI в., основатель белорусского и восточнославянского книгопечатания, разносторонняя деятельность которого имела общеславянское значение. Ученый, писатель, переводчик и художник, доктор философии и медицины, гуманист и просветитель Франциск Скорина оказал значительное воздействи ...

Чечня в период гражданской войны 1910-1920 г.
После победы Февральской революции в Грозном был создан орган Временного правительства — Гражданский комитет, а на следующий день в городе был образован Грозненский совет рабочих, солдатских и казачьих депутатов[1]. 11 августа 1918 год войска терских белоказаков численностью до 12 тыс. человек под командованием меньшевика Г.Бичерахова ...