Женская одежда

Женская одежда, как и мужская, первоначально состояла из рубашки, представляющей собой длинную грубую нижнюю сорочку (льняную или конопляную), которой в большинстве случаев и ограничивался женский костюм. Верхняя одежда, если в ней была необходимость, надевалась уже на рубаху, причём нижнюю часть тела закрывали фартуками (спереди и сзади), а верхнюю различными видами платья или кабатом, не отличавшемся от мужского.[9]

Женская рубаха длиннее мужской, как правило шьётся из двух частей: нижнюю часть, охватывающую тело ниже пояса, обычно делали из более грубой материи.

Верхнюю часть женской рубахи, от пояса до верха, русские называли воротушка. У русских распространены верхние рубахи, состоящие из одной только верхней части. Это так называемая пуповиха, т.е. одежда доходящая до пупка.

Встречаются также не составные, а целые рубахи, чаще всего у украинцев. Именно такие рубахи у украинских женщин считаются нарядными и праздничными; существует обычай надевать такие рубахи на покойниц.

Бывают также женские рубахи без воротников и с воротниками, очень похожие на мужские рубахи. Рубаха без воротника, бесспорно, древнейший вид восточнославянской женской рубахи. Ворот такой рубахи обычно собран в мелкие сборки и иногда обшит сверху. Рубаха с воротником называется польская. Как у русских, так и у белорусов рубаха без воротника служит обычно будничной, а с воротником – праздничной.

Обычай украшать подол рубахи вышивкой особенно распространён на Украине, где подол рубахи всегда был виден из-под верхней одежды. Украинцы вышивают подол каждой рубахи, не только праздничной, но и повседневной. Широко распространён обычай поднимать подол верхней одежды, особенно понёвы, и затыкать его за пояс. При этом виден подол рубахи. Вероятно, именно поэтому вышитые подолы рубах встречаются и у русских.

Кроме вышитой каймы, чаще всего с узором в виде лошадок, севернорусские используют кружева: ниже колен подол севернорусской праздничной рубахи представляет собой ряды кружев, чередующихся с вышитыми между ними лентами.

Рукава женской рубахи также весьма разнообразны; рубаху с прямыми рукавами, без клиновидных вставок, без сборок и обшлагов севернорусские называют русская; рубахи с широкими рукавами, расширенными к запястью с помощью вшитых в них остриём к плечу клиньев, носят у них название полянки. Севернорусские любят также широкие короткие рукава, которые доходят только до локтя и обычно подвязаны на конце лентой или присобраны почти до плеча.[10]

У женщины, целый день занятой на работе, и не могла развиться какая-то типичная одежда, которая мешала бы свободным движениями. Верхнее платье носилось довольно редко. Зимой женщина, разумеется, тоже защищала себя от холода шубой или каким-нибудь другим видом накидки, название которой понева.[11]

2.3 Обувь

В качестве материала для изготовления обуви восточные славяне используют шкуры животных, дубленую кожу или, реже, мех, древесную кору и ещё реже пеньковые верёвки, из которых обувь плетут, а также шерсть для валяния. Дерево почти не употребляют.

Древнейшая считается кожаная обувь, которую не шьют, а закладывают складками, морщат. Такую обувь привязывают к ноге длинной верёвкой. Название этой обуви – морщуны. Это – прямое продолжение древней обуви, состоявшей из привязанной к ноге шкурки какого-либо небольшого зверька.

Поршни в большинстве случаев делают из сыромятной кожи, иногда из свиной. К ноге их привязывают ремнями или шнурками длиной до двух метров. Оборы обвивают вокруг голени до самого колена.

Кожаная обувь с высокими голенищами называется сапоги. Раньше их делали без каблуков, что в Галиции называют русский крой. Иногда каблук заменяла небольшая железная подковка на пятке. В середине XIX века у восточных славян преобладал особый вид сапог, так называемые выворотные. Подмётки пришивались к сапогу изнутри, после чего сапог смачивали и выворачивали. Все перечисленные виды обуви носят как мужчины, так и женщины.

Лапти плели из древесного лыка; по своему типу они полностью повторяют простейшую кожаную обувь, однако не шитую, а «морщенную». Они привязываются к ноге длинными шнурами.[12]

Таким образом, мы видим, что одежда восточнославянских народов мало отличалась друг от друга. Некоторые влияния востока сыграли свою роль в различии отдельных стилистических черт в одежде и способе её носки.

Фабрикант, меценат и обер–гофмейстер двора
Вернемся, однако, к другой, гусевской ветви династии старинных русских промышленников – хрусталезаводчиков, последним представителем которой является Юрий Степанович Нечаев-Мальцев (1835-1913), ставший в 46 лет наследником громадного состояния и многочисленных заводов. В последние годы жизни владелец Гусевского хрустального завода Иван ...

Период троецарствия и попытки объединения китая под властью империи Цзинь (III-IV вв)
Цикл подъема, обеспеченного мощью ханьской государственности, возвестившей эру добродетельного правления и установившей относительный социальный мир и ослабление центробежных тенденций в стране, давно канул в Лету. В эпоху наступившего упадка один дворцовый переворот следовал за другим. На смену отшумевшей крестьянской войне, разрушивше ...

Флот-мститель
Следующей целью Очиали стал Кипр. Этот остров принадлежал Венеции. Главным промыслом местных жителей являлся морской разбой, который Очиали, кстати, строго-настрого запретил. Кипр служил перевалочным пунктом для христианских корсаров, которые «паслись» на сирийских берегах. Очиали решил сделать Кипр базой своего морского флота в Восточн ...