Женская одежда, как и мужская, первоначально состояла из рубашки, представляющей собой длинную грубую нижнюю сорочку (льняную или конопляную), которой в большинстве случаев и ограничивался женский костюм. Верхняя одежда, если в ней была необходимость, надевалась уже на рубаху, причём нижнюю часть тела закрывали фартуками (спереди и сзади), а верхнюю различными видами платья или кабатом, не отличавшемся от мужского.[9]
Женская рубаха длиннее мужской, как правило шьётся из двух частей: нижнюю часть, охватывающую тело ниже пояса, обычно делали из более грубой материи.
Верхнюю часть женской рубахи, от пояса до верха, русские называли воротушка. У русских распространены верхние рубахи, состоящие из одной только верхней части. Это так называемая пуповиха, т.е. одежда доходящая до пупка.
Встречаются также не составные, а целые рубахи, чаще всего у украинцев. Именно такие рубахи у украинских женщин считаются нарядными и праздничными; существует обычай надевать такие рубахи на покойниц.
Бывают также женские рубахи без воротников и с воротниками, очень похожие на мужские рубахи. Рубаха без воротника, бесспорно, древнейший вид восточнославянской женской рубахи. Ворот такой рубахи обычно собран в мелкие сборки и иногда обшит сверху. Рубаха с воротником называется польская. Как у русских, так и у белорусов рубаха без воротника служит обычно будничной, а с воротником – праздничной.
Обычай украшать подол рубахи вышивкой особенно распространён на Украине, где подол рубахи всегда был виден из-под верхней одежды. Украинцы вышивают подол каждой рубахи, не только праздничной, но и повседневной. Широко распространён обычай поднимать подол верхней одежды, особенно понёвы, и затыкать его за пояс. При этом виден подол рубахи. Вероятно, именно поэтому вышитые подолы рубах встречаются и у русских.
Кроме вышитой каймы, чаще всего с узором в виде лошадок, севернорусские используют кружева: ниже колен подол севернорусской праздничной рубахи представляет собой ряды кружев, чередующихся с вышитыми между ними лентами.
Рукава женской рубахи также весьма разнообразны; рубаху с прямыми рукавами, без клиновидных вставок, без сборок и обшлагов севернорусские называют русская; рубахи с широкими рукавами, расширенными к запястью с помощью вшитых в них остриём к плечу клиньев, носят у них название полянки. Севернорусские любят также широкие короткие рукава, которые доходят только до локтя и обычно подвязаны на конце лентой или присобраны почти до плеча.[10]
У женщины, целый день занятой на работе, и не могла развиться какая-то типичная одежда, которая мешала бы свободным движениями. Верхнее платье носилось довольно редко. Зимой женщина, разумеется, тоже защищала себя от холода шубой или каким-нибудь другим видом накидки, название которой понева.[11]
2.3 Обувь
В качестве материала для изготовления обуви восточные славяне используют шкуры животных, дубленую кожу или, реже, мех, древесную кору и ещё реже пеньковые верёвки, из которых обувь плетут, а также шерсть для валяния. Дерево почти не употребляют.
Древнейшая считается кожаная обувь, которую не шьют, а закладывают складками, морщат. Такую обувь привязывают к ноге длинной верёвкой. Название этой обуви – морщуны. Это – прямое продолжение древней обуви, состоявшей из привязанной к ноге шкурки какого-либо небольшого зверька.
Поршни в большинстве случаев делают из сыромятной кожи, иногда из свиной. К ноге их привязывают ремнями или шнурками длиной до двух метров. Оборы обвивают вокруг голени до самого колена.
Кожаная обувь с высокими голенищами называется сапоги. Раньше их делали без каблуков, что в Галиции называют русский крой. Иногда каблук заменяла небольшая железная подковка на пятке. В середине XIX века у восточных славян преобладал особый вид сапог, так называемые выворотные. Подмётки пришивались к сапогу изнутри, после чего сапог смачивали и выворачивали. Все перечисленные виды обуви носят как мужчины, так и женщины.
Лапти плели из древесного лыка; по своему типу они полностью повторяют простейшую кожаную обувь, однако не шитую, а «морщенную». Они привязываются к ноге длинными шнурами.[12]
Таким образом, мы видим, что одежда восточнославянских народов мало отличалась друг от друга. Некоторые влияния востока сыграли свою роль в различии отдельных стилистических черт в одежде и способе её носки.
1914 год.
Грандиозное бедствие повторилось через 12 лет над теми же бедняками, которые погорели в 1902 году. Пожар начался в нескольких саженях от неисчерпаемых водных бассейнов – Кабана и разлива Волги, и его всё-таки допустили развернуться в бедствие! Сгореть близ воды можно очевидно только в Казани и при казанских «двигателях пожарного дела». ...
Жизнь М. В. Ломоносова.
М. В. Ломоносов родился 8(19) ноября 1711 года в деревне одного из островов дельты Северной Двины против Холмогор Архангельской губернии. В девятилетнем возрасте он лишился матери, а мачеха была «злой и завистливой» и противилась его стремлениям. То, что мальчик родился в семье черносошного (государственного) свободного крестьянина, зан ...
Причины противостояния Петра и Алексея
Противостояние отца и сына, Петра и Алексея, правителя и наследника, родилось из различных взглядов на дальнейшее развитие страны.
Во все Петр I вкладывал присущую ему кипучую энергию и размах, но преобразовательная и реформаторская деятельность Петра у многих слоев наслеения вызывала недовольство и сопротивление. Против него выступали ...



Разделы