Женская одежда

Женская одежда, как и мужская, первоначально состояла из рубашки, представляющей собой длинную грубую нижнюю сорочку (льняную или конопляную), которой в большинстве случаев и ограничивался женский костюм. Верхняя одежда, если в ней была необходимость, надевалась уже на рубаху, причём нижнюю часть тела закрывали фартуками (спереди и сзади), а верхнюю различными видами платья или кабатом, не отличавшемся от мужского.[9]

Женская рубаха длиннее мужской, как правило шьётся из двух частей: нижнюю часть, охватывающую тело ниже пояса, обычно делали из более грубой материи.

Верхнюю часть женской рубахи, от пояса до верха, русские называли воротушка. У русских распространены верхние рубахи, состоящие из одной только верхней части. Это так называемая пуповиха, т.е. одежда доходящая до пупка.

Встречаются также не составные, а целые рубахи, чаще всего у украинцев. Именно такие рубахи у украинских женщин считаются нарядными и праздничными; существует обычай надевать такие рубахи на покойниц.

Бывают также женские рубахи без воротников и с воротниками, очень похожие на мужские рубахи. Рубаха без воротника, бесспорно, древнейший вид восточнославянской женской рубахи. Ворот такой рубахи обычно собран в мелкие сборки и иногда обшит сверху. Рубаха с воротником называется польская. Как у русских, так и у белорусов рубаха без воротника служит обычно будничной, а с воротником – праздничной.

Обычай украшать подол рубахи вышивкой особенно распространён на Украине, где подол рубахи всегда был виден из-под верхней одежды. Украинцы вышивают подол каждой рубахи, не только праздничной, но и повседневной. Широко распространён обычай поднимать подол верхней одежды, особенно понёвы, и затыкать его за пояс. При этом виден подол рубахи. Вероятно, именно поэтому вышитые подолы рубах встречаются и у русских.

Кроме вышитой каймы, чаще всего с узором в виде лошадок, севернорусские используют кружева: ниже колен подол севернорусской праздничной рубахи представляет собой ряды кружев, чередующихся с вышитыми между ними лентами.

Рукава женской рубахи также весьма разнообразны; рубаху с прямыми рукавами, без клиновидных вставок, без сборок и обшлагов севернорусские называют русская; рубахи с широкими рукавами, расширенными к запястью с помощью вшитых в них остриём к плечу клиньев, носят у них название полянки. Севернорусские любят также широкие короткие рукава, которые доходят только до локтя и обычно подвязаны на конце лентой или присобраны почти до плеча.[10]

У женщины, целый день занятой на работе, и не могла развиться какая-то типичная одежда, которая мешала бы свободным движениями. Верхнее платье носилось довольно редко. Зимой женщина, разумеется, тоже защищала себя от холода шубой или каким-нибудь другим видом накидки, название которой понева.[11]

2.3 Обувь

В качестве материала для изготовления обуви восточные славяне используют шкуры животных, дубленую кожу или, реже, мех, древесную кору и ещё реже пеньковые верёвки, из которых обувь плетут, а также шерсть для валяния. Дерево почти не употребляют.

Древнейшая считается кожаная обувь, которую не шьют, а закладывают складками, морщат. Такую обувь привязывают к ноге длинной верёвкой. Название этой обуви – морщуны. Это – прямое продолжение древней обуви, состоявшей из привязанной к ноге шкурки какого-либо небольшого зверька.

Поршни в большинстве случаев делают из сыромятной кожи, иногда из свиной. К ноге их привязывают ремнями или шнурками длиной до двух метров. Оборы обвивают вокруг голени до самого колена.

Кожаная обувь с высокими голенищами называется сапоги. Раньше их делали без каблуков, что в Галиции называют русский крой. Иногда каблук заменяла небольшая железная подковка на пятке. В середине XIX века у восточных славян преобладал особый вид сапог, так называемые выворотные. Подмётки пришивались к сапогу изнутри, после чего сапог смачивали и выворачивали. Все перечисленные виды обуви носят как мужчины, так и женщины.

Лапти плели из древесного лыка; по своему типу они полностью повторяют простейшую кожаную обувь, однако не шитую, а «морщенную». Они привязываются к ноге длинными шнурами.[12]

Таким образом, мы видим, что одежда восточнославянских народов мало отличалась друг от друга. Некоторые влияния востока сыграли свою роль в различии отдельных стилистических черт в одежде и способе её носки.

Культурная жизнь Красноярска
С окончанием войны встали сложные задачи в области культурного строительства. Прежде всего, нужно было восстановить разрушенные оккупантами очаги культуры, значительно расширить сеть школ, вузов, научно-исследовательских и культурно-просветительных учреждений. Ответственные задачи стояли и в идеологической сфере, в деле коммунистическо ...

Корейская культура раннего средневековья
В период трех государств развивалась культура, послужившая основой для общекорейской средневековой культуры. В идеологии тога времени сохранились остатки первобытных верований и представлений — поклонение природным стихиям, духам предков и т. п. Однако с проникновением конфуцианства и утверждением буддизма как официальной религии на раз ...

Границы цивилизации.  «Вызов суровой страны»
Плодородной земли в Греции немного. Климат здесь засушливый, крупных рек нет, и создать оросительную систему, как в речных цивилизациях Востока, было невозможно. Поэтому земледелие стало основной отраслью хозяйства лишь в некоторых областях страны. Причем по мере развития хлебопашества почва стала быстро истощаться. Хлеба, как правило, ...