Новые профессиональные и образовательные модели.

Материалы » Миф о русском дворянстве » Новые профессиональные и образовательные модели.

Данная глава посвящена обзору новых профессиональных и образовательных моделей дворянства, возникших в течение полувека после освобождения крестьян. Большинство дворян, однако, все еще посвящали себя службе государству. Но вот мотивы и характер этой службы начали коренным образом меняться. Глава снабжена статистическими таблицами численности дворян на гражданской службе и в офицерском корпусе, распределения их по видам вооруженных сил.

Дворянство традиционно отождествлялось с землевладением, но еще в большей степени – с государственной службой. Дворяне обычно отдавали службе многие годы жизни, чтобы получить чин, который обеспечивал им положение в глазах общества и признание государства, что они исполняли свой долг. Среди чиновничества высших рангов, например, потомственные дворяне составляли почти монополию. В офицерском корпусе, правда, их число было значительно меньше. После Великих Реформ процент дворян на гражданской службе немного уменьшился, а в офицерском корпусе – значительно уменьшился.

Почти все, кто делал карьеру на госслужбе, были также отрезаны от земли, как и те, кто нашел для себя роли, не имеющие ничего общего с функциями, с которыми традиционно отождествляли дворянство. Эти новые роли образовались во второй половине столетия результате экономического и социального развития России в сферах свободных профессий, искусства, коммерции и промышленности. Одна из новых ролей – революционера, появилась в результате политической косности России. Особенно велико было участие дворян среди нового профессионального класса (учителя, инженеры, врачи, юристы, журналисты) и в деловом мире (директора банков, предприниматели, управляющие предприятий).

Сословники же упорно не хотели замечать изменений и стремились восстановить престиж дворянской службы путем увеличения привилегий. Дворяне обладали преимуществом при поступлении в офицерский корпус, быстрее продвигались по служебной лестнице, чем простолюдины, получали ответственные должности. Но настоятельная потребность государственной власти в квалифицированных служащих больше не удавалось удовлетворять за счет только первого сословия. В итоге долгих споров и пререкания, правительство в 1906 г. издало указ, предоставляющий всем российским подданным безразлично от их происхождения, одинаковые в отношении госслужбы права. Это был окончательный триумф правового равенства, и менять ситуацию государство явно не собиралось. Единственным местом, где дворяне еще составляли большинство, был офицерский корпус. Здесь дворяне имели реальные преимущества при поступлении в военные гимназии и другие учебные заведения.

Государственное управление Сибирью в XVII
После присоединения Сибири к России постепенно сложилась система управления Сибирью. В XVI в. Сибирь как новый край подчинялась Посольскому приказу. В 1599 г. управление Сибирью передали Приказу Казанского дворца, который управляли Приказу Казанского дворца, который управлял восточной частью России (бывшие Казанское и Астраханское ханс ...

Выводы
В советской исторической науке долгое время приоритет в формировании государства отдавался внутренним социально-экономическим процессам; некоторые современные историки считают, что решающую роль сыграли внешние факторы; однако, представляется, что только взаимодействие как внутренних, так и внешних факторов при недостаточной социально-э ...

Первые центральные органы Руси
Прообразом первого центрального органа стала государева казна (канцелярия). У нее был большой штат дьяков. Казначеи ведали финансовыми вопросами. Был в штате канцелярии печатник-хранитель государевой печати. Службой связи - почтой ведали дьяки. ...