Горожане (посадские люди)

Материалы » Русская правда » Горожане (посадские люди)

В начале 16 в. бурное развитие товарного производства привело к возникновению и росту ремесленно-торговых поселений – посадов и городов. На рубежах страны строились крепости, которые тоже впоследствии превращались в городские поселения. К середине 16 в. в России было уже 160 городов. В Москве насчитывалось 100 тыс. жителей, в Новгороде – 25 тыс.

По сословному составу население городов было довольно разнообразно: светские и духовные феодалы, ремесленники и торговые люди. Были среди посадских людей и земледельцы, у которых при доме были сады и огороды. В городах было множество конюшен, кто содержал лошадей занимались извозом и ямщичеством.

В промышленных городах (соледобывающих, оружейных, ткацких) все чаще стал применяться наемный труд. Так постепенно складывалось еще одно сословие городского населения – свободных холопов, не владеющих своими средствами производства (в последствии – рабочий класс).

Крупными центрами железоделательного производства стали города: Новгород, Тула, Устюг. Соляными промыслами занимался Соль-Галицк, Сольвычегодск. Выделкой кож славились города: Ярославль, Серпухов.

Нередко в городах поднимались восстания. Особенно крупными были восстания с оружием в руках в 1547, 1605, 1648 и 1662 гг. Причины их были самые разные: недовольство большими налогами, соляные бунты, рекрутчина, поборы на ведение войн и т.д. Так Земский собор 1648 г. рассматривал челобитные (жалобы) горожан на «белые слободы», не обложенные никакими налогами и требовали уничтожить это неравенство.

«Соборное Уложение» 1649 г. ликвидировало «белые слободы» и наложило на них такое же тягло, подати и налоги в пользу царя и стали называться тяглым (черным).

Основная масса городского населения всем тяготам феодальной эксплуатации со стороны царя, крупных феодалов и самой городской верхушки. Но с ростом экономического значения городов усиливалось политическое влияние городского населения. И уже к середине 16 в. они добились права на самоуправление.

Принятие христианства на Руси
В конце Х в. на Руси было официально введено христианство. Развитие феодальных отношений подготовило замену языческих культов новой религией. Восточные славяне обожествляли силы природы. Среди почитаемых ими богов первое место занимал Перун — бог грома и молнии. Даждъ-бог был богом солнца и плодородия, Стрибог — богом грозы и непогоды. ...

Социально-этические воззрения Ф. Скорины
Специфическое общественное бытие белорусских горожан в системе феодального строя обусловливает возникновение в их сознании новых социально-нравственных ориентиров и ценностей. В городской среде наряду с богатством, сословными привилегиями все большее значение начинает придаваться индивидуальным достоинствам человека, его энергии, уму, м ...

Исторический период с февраля по октябрь 1917г.
Произошедший в отечественной исторической науке отказ от тотальной идеологизации актуализировал проблему альтернативности в истории. В связи с этим вопросом возникает интерес к такого рода ключевым для понимания сущности многих процессов историческим периодам, каким является 1917 год. Советская историография характеризовала Февральскую ...