Раскрыть смысл следующих терминов: «менталитет», «восточный тип цивилизации», «вече», «оброк», «боярин», «поместье», «министерства», «капитализм», «революция»
Страница 1

Материалы » История России от Средневековья до наших дней » Раскрыть смысл следующих терминов: «менталитет», «восточный тип цивилизации», «вече», «оброк», «боярин», «поместье», «министерства», «капитализм», «революция»

Менталитет [от лат. mens, mentis – ум и alis – другие] – система своеобразия психической жизни людей, принадлежащих к конкретной культуре, качественная совокупность особенностей восприятия и оценки ими окружающего мира, имеющие надситуативный характер, обусловленные экономическими, политическими, историческими обстоятельствами развития данной конкретной общности и проявляющиеся в своеобычной поведенческой активности. Менталитет складывается посредством социализации больших человеческих сообществ, объединенных общностью социального положения, национального единства, фактом территориальной концентрации.

Восточный тип цивилизации (восточная цивилизация) – исторически первый тип цивилизации, сформировавшийся к 3-му тысячелетию до н. э. на Древнем Востоке: в Древней Индии, Китае, Вавилоне, Древнем Египте. Характерными чертами восточной цивилизации являются:

1. Традиционализм – ориентация на воспроизводство сложившихся форм образа жизни и социальных структур.

2. Низкая подвижность и слабое разнообразие всех форм человеческой жизнедеятельности.

3. В мировоззренческом плане представление о полной несвободе человека, предопределение всех действий и поступков, независящими от него силами природы, социума, богов и т.д.

4. Нравственно волевая установка не на познание и преобразование мира, а созерцательность, безмятежность, мистическое единение с природой, сосредоточенность на внутренней духовной жизни.

5. Личностное начало не развито. Общественная жизнь построена на принципах коллективизма.

6. Политическая организация жизни в восточных цивилизациях происходит в форме деспотий, в которых осуществляется абсолютное преобладание государства над обществом.

7. Экономической основой жизни в восточных цивилизациях является корпоративная и государственная форма собственности, а основным методом управления выступает принуждение.

Вече (общеславянское; от старославянского «вет» – совет) – народное собрание в древней и средневековой Руси для обсуждения общих дел и непосредственного решения насущных вопросов общественной, политической и культурной жизни; одна из исторических форм прямой демократии на территории славянских государств. Участниками веча могли быть «мужи» – главы всех свободных семейств сообщества (племени, рода, поселения, княжества). Их права на вече могли быть равными либо различаться в зависимости от социального статуса.

Оброк – ежегодный сбор денег и продуктов с крепостных крестьян. Продуктовый оброк отменен в 1861 г., денежный сохранился (для временно обязанных крестьян) до 1883 г. Слово «оброк» употреблялось также в значении налога. В Московском государстве XVI–XVII вв., когда заменяли несколько разнообразных государственных повинностей, лежавших на тяглом населении данной территории, одним налогом, он получил название оброк.

Боярин (ж.р. боярыня, мн.ч. бояре) – в узком смысле высший слой феодального общества в X – XVII веках в Киевской Руси, Московском княжестве, Болгарии, Молдавском княжестве, Валахии, с XIV века в Румынии.

Происхождение слова «боярин» до конца не выяснено. По одной версии оно происходит от славянских слов «бой» – воитель, или «болий» – большой, по другой – от тюркского слово «баяр» – вельможа, богатый муж, господин, по третьей – от исландского «боеармен» – знатный человек. В более широком смысле в XVII веке боярами называли всех помещиков зависимые от них крестьяне, отсюда происхождение слова «барин».

Поместье – разновидность земельного владения в России в конце XV – начале XVIII веков. Предоставлялось на условиях военной или какой-либо другой государственной службы первоначально в пожизненное владение; это участок казенной или церковной земли, данный государем или церковным учреждением в личное владение служилому человеку под условием службы, т. е. как вознаграждение за службу и вместе как средство для службы. Подобно самой службе, это владение было временным, обыкновенно пожизненным. Условным, личным и временным характером своим поместное владение отличалось от вотчины, составлявшей полную наследственную земельную собственность своего владельца.

Министерства, высшие центральные государственные установления, которые ведают отдельные отрасли администрации на пространстве целого государства. Возникновение центральных установлений обусловливается сравнительно высоким уровнем развития государственной жизни, когда возникают и обособляются отдельные отрасли управления. Все министерства являются учреждениями бюрократическими; вся власть в них вверена одному начальнику – министру, и все прочие лица и учреждения министерств не пользуются решающим голосом.

Страницы: 1 2

Церковная реформа
Царская власть, заинтересованная в поддержке духовенства, не могла остаться в стороне от назревших церковных преобразований. По инициативе царя и митрополита в январе - мае 1551 года собрался Собор русской церкви, получивший название Стоглавого по количеству глав в сборнике, в который были сведены его решения. Собор закрепил унификацию ...

1985—1986 гг. - период ускорения
Вступление СССР в эпоху радикальных преобразований (перестройки) относится к апрелю 1985 г. Как обычно, инициатива этого процесса исходила "сверху" и была вызвана новой расстановкой сил в высших эшелонах власти. Лидером начавшихся преобразований выступил новый Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачев, избранный на этот пост ...

Россия в годы правления Николая 1
В ноябре 1825г. бездетным умер Александр 1. Его брат Константин от прав на престола отказался и на трон вступил 3 брат Николай 1. Воспользовавшись неразберихой междуцарствования. 1825г. декабристы восстали в Петербурге, но были разгромлены на сенатской площади войсками верными Николаю. Обстоят-ва вступл-я на престол во многом определяют ...