Введение

Жить с пользой, добиваться положения в обществе, стать государственным деятелем, оставить о себе память в истории – путь сложный и не всегда успешный. Куда проще – присвоить заслуги, авторитет и звание другого, а затем действовать от его имени в собственных интересах. Примеров здесь множество, но наиболее значимых, приведших к далеко идущим историческим последствиям, и в целом – повлиявших на весь ход развития Российского государства, два. Это попытка захватить самозванцами власть в стране рубежа XVI-XVII веков и провозглашение себя незаконно свергнутым императором Петром III Емельяном Пугачевым при восстании 1773-1775 годов.

«Смутное время» - так принято называть в России некоторые переломные моменты истории, а возникло это понятие, как следствие появления первых самозванцев. Вернее даже – их появление и стало неизбежным следствием «смутного времени» с его слабой дееспособностью или кризисом власти, объективно сложившимся тяжёлым экономическим положением государства и новым качественным скачком в процессе закабаления народа.

Чем оно заканчивается, какие выводы стоит сделать потомкам, что, в конце концов, мы празднуем 4-го ноября под вывеской «День согласия и примирения» - вот основные критерии выбора темы данной контрольной работы. Говорить о её актуальности, месте в сознании нации – значит не сказать ничего. Ведь именно сейчас, на осколках империи в период Большого безразличия, при становлении новой Российской государственности опять появляются предпосылки для «смутного времени» и возвращения самозванства. Не важно, под чьим именем, и под какими лозунгами, зато ясно – для чего. Цель всегда одна – манипулирование сознанием масс и узурпация власти той или иной группой, избравшей самозванца в качестве символа борьбы за свои интересы. А что может быть хуже, чем новый «спаситель отечества», «добрый царь», да просто – марионетка, торгующая за спиной народа достоянием страны и служащая лишь источником обогащения определённого клана.

Решать нам, и жить в этом государстве дальше – тоже нам. Потому, в ходе освоения учебного курса Отечественной истории можно посчитать настоятельной необходимостью углубленное исследование как раз таких сложных периодов в развитии страны. Их предысторию, ход, последствия, как для России в целом, так и для отдельных слоёв её населения. Тогда станет понятно: кто мы такие, откуда взялись и куда идём.

В достижение этих задач и укладывается материал контрольной работы «Самозванство в России». Исходя из предъявленных требований, своим содержанием она охватывает два разных исторических периода: события конца XVI – начала XVII веков, а также годы крестьянского восстания под предводительством Пугачёва. Совершенно непохожие друг на друга, но несмотря на все различия во внутренней составляющей, объединяет их главное: попытка стороннего лица провозгласить себя законным главой государства. И народ. Тот народ, чьи устремления, мечты о лучшей доле, веру в «защитника» в окружении вековой угнетённости и нищеты они принесли в жертву личным амбициям или господству немногих.

Работа основана на учебной литературе, рекомендованной при изучении цикла Отечественной истории для ВУЗов. Данные пособия представляют возможность раскрыть тему в полной мере, изложены грамотным, доступным языком и опираются на фактический исследовательский материал Российских историков. При попытке же привлечь иные – имеющие отличную от указанных источников точку зрения на события «смутного времени», может возникнуть ненужная сравнительная полемика, что приведёт лишь к резкому увеличению объёма текста. И хоть рассуждения о значении исторической науки являются в данной работе нежелательными, вступительную часть хочется закончить одной фразой: «Кто Истории не знает – тот не знает ничего!».

Захват Святославом Подунавья и его вынужденный уход оттуда.
Осенью 967 г. (или 968 г., как считают некоторые историки) войско Святослава появилось на Дунае. «Иде Святославъ на Дунай на Болгары. И бившемъся обоимъ, одоле Святославъ болгаромъ, и взя городъ 80 по Дунаеви, и седее княжа ту въ Переяславци, емля дань на грьцех». Вряд ли русский князь преследовал чисто экономические цели, захватывая По ...

Формирование исторической школы.
В период объединения Германских земель в единое государство, т.е. в середине XIX в., возникло еще одно альтернативное класси­ческой политической экономии направление экономической мыс­ли, получившее название «историческая школа Германии» или, что одно и то же, «немецкая историческая школа». Эта школа по сути олицетворяет не столько ист ...

В.И. Ленин, критика социалистических идей народничества
Традиционно считается, что усвоение марксизма вождями российского революционного движения ознаменовало переход от социализма утопического к научному. Главным идейным препятствием на пути утверждения марксизма в России оставалось народничество. Большую роль в идейном разгроме народничества сыграла работа В.И. Ленина "Что такое” Дру ...