Политическая жизнь страны
Страница 1

Материалы » Военный переворот в Турции в 1960 году » Политическая жизнь страны

Уничтожение тоталитарного режима в Турции в результате переворота 21 мая 1960 г. и восстановление некоторых демократических институтов способствовали вовлечению в активную политическую жизнь различных слоев общества.

В конце 1961 г. 150 прогрессивно настроенных интеллигентов опубликовали так называемый «Манифест 150-ти», в котором была подвергнута критике экономическая политика правительства и выдвинуты идеи некапиталистического пути развития Турции.

Участились выступления прогрессивной студенческой молодежи и интеллигенции. В их среде возникли различные течения легального «турецкого социализма».

Идейная борьба по проблемам социально-экономического развития страны не привела, однако, к объединению левых сил.

В обстановке усиления борьбы за демократизацию общественно-политической жизни активизировалось профсоюзное движение. К началу 1970 г. общая числен­ность турецкого пролетариата превышала 3,5 млн. человек. Если в 1960 г. профсою­зы объединяли 290 тыс. человек, то в 1970 г.— 1 200 тыс. В забастовочной борьбе в 1970 г. приняло участие около 1 млн. рабочих, в то время как за период с 1963 по 1968 г.— 74 тыс. рабочих. После создания в 1967 г. Конфедерации революционных рабочих профсоюзов изменился характер забастовочного движения. Наряду с выдвижением экономических требований рабочие начали выступать против засилья в экономике страны американских и западноевропейских монополий, за независимую демократическую Турцию[15].

В 1969 г. в связи с усилением влияния прогрессивных профсоюзов на рабочий класс правительство Демиреля опубликовало проект нового закона о профсоюзах, фактически отменявшего право на забастовку, предоставленное законом 1963 г. По призыву профсоюзных организаций стамбульские и измирские рабочие объявили забастовку протеста. 16 июня 1970 г. около 100 тыс. рабочих 113 предприятий Стам­була и Измира вышли на демонстрации, требуя, чтобы правительство отказалось от пересмотра закона о профсоюзах. Конфеде­рация рабочих профсоюзов Турции, объединявшая большую часть профсоюзных организаций стояла на позициях социал-реформизма. Существовавшие в стране левые группы и организации действовали разрознен­но.

Разногласия по вопросам социального развития Турции привели к расколу в конце 60-х годов в рядах Рабочей партии и Федерации революционной молодежи. Возникшие левоэкстремистские авантюристические группы — «Народно-освободи­тельная армия Турции», «Народно-освободительный фронт Турции» сильно ослабля­ли левое движение страны. Некоторая часть молодежи под влиянием левацких идей стала прибегать к террористическим действиям. В то же время реакционные силы и мусульманские фанатики, поддерживаемые властями, часто провоцировали беспорядки во время митингов и демонстраций левых сил.

Внешняя политика правительства Демиреля, как и коалиционных правительств Исмета Инёню и Суата Ургюплю, была направлена на сохранение союза с США и дру­гими государствами Запада. Турецкое правительство неоднократно декларировало верность обязательствам, вытекающим из участия Турции в бло­ках НАТО и СЕНТО. По численности вооруженных сил Турция занимала в НАТО второе место и расходовала на военные цели значительную часть государственного бюджета. В сухопутные войска НАТО, штаб которых находился в Измире, было включено 12 турецких дивизий.

На территории Турции размещались американские военно-воздушные базы, радиолокационные станции и площадки для запуска ракет, обслуживавшиеся амери­канским персоналом. Турция активно включалась в натовские военные приготов­ления на Ближнем и Среднем Востоке и регулярно принимала участие в манев­рах НАТО[16].

Под влиянием позитивных изменений, обозначившихся на международной арене в 60-х годах, в Турции усилилась борьба против односторонней, проамерикан­ской ориентации во внешней политике. Открылись перспективы нормализации со­ветско-турецких отношений. В июне 1963 г. по приглашению Верховного Совета СССР в Советском Союзе побывала парламентская делегация Турции. В январе 1965 г. Турцию посетила делегация Верховного Сонета СССР. Состоялись взаимные визиты министров иностранных дел и глав правительств.

Эти визиты содействовали восстановлению добрососедских, дружественных отношений между СССР и Турцией. В ходе переговоров стороны заявили о своей готовности и впредь строить и развивать отношения между обоими государствами на принципах полного равенства, невмешательства во внутренние дела друг дру­га, взаимного уважения независимости, суверенитета и территориальной целост­ности.

Улучшение межгосударственных отношений благоприятно сказалось на разви­тии торгово-экономических и научно-культурных связей. В 1967 г. было подписано соглашение о поставках оборудования, материалов и об оказании Советским Союзом помощи Турции в строительстве ряда промышленных предприятий — алюминиевого, металлургического, нефтеперерабатывающего заводов.

Страницы: 1 2

Берлинский кризис.
Одной из многих проблем, стоявших перед СССР во внешней политике, была задача стабилизации ситуации в послевоенной Европе. Необходимо было юридически закрепить ситуацию, сложившуюся после второй мировой войны. Главной же европейской проблемой оставался "германский" вопрос. Советский Союз выступал за подписание мирного договор ...

Политическая биография Ф. Кастро
Фидель Кастро - бессменный лидер Кубы с 1959 года по 2008 год. Биографию Фиделя Кастро невозможно отделить ни от истории Кубинской революции, ни от жизни кубинского общества. При этом практически с момента штурма казарм Монкада Кубинская революция закономерно олицетворялась прежде всего с образом ее вождя и во многом персонифицировалас ...

Структура управления в первой половине XVIII веке
Начало административных преобразований лишь поверхностно коснулось Сибири. В ходе первой губернской реформы весь край в 1708 г. был объединен в одну Сибирскую губернию с центром в Тобольске. Сибирский приказ в 1710 г. упразднился, его функции переходили к сибирскому губернатору, воеводы сибирских уездов переименовывались в комендантов. ...