Слои общества

В законах Хаммурапи проводится чёткая граница между свободным общинником и рабом. Свободный, полноправный общинник именовался «человеком». Свободные люди (землевладельцы, тамкары, жрецы, крестьяне-общинники, ремесленники) делились на рабовладельцев и мелких производителей. Во многих статьях законов защищается частная собственность имущих людей и интересы рабовладельцев. Кроме свободных в Вавилонском обществе были мушкенумы. Они работали в царском хозяйстве. Они не имели в собственности земли, а получали её в условное владение. Мушкенумы обладали ограниченными правами. Самое низкое положение в обществе занимали рабы. Рабами становились пленные, люди находившиеся в долговой кабале, обращенные в рабство за преступление и естественное воспроизводство рабов. Рабов продавали, покупали, дарили, похищали. Рабы выделялись среди других людей по внешним признакам, таким как таблички на груди, особые прически, клеймо, проткнутые уши. Распространенным наказанием для рабов было отрезание уха. Рабы не редко убегали от хозяев или пытались оспорить своё положение, за это их жестоко наказывали. Тех, кто помогал беглым рабам, сурово наказывали: от отсечения руки до смертной казни. За поимку беглого раба полагалось вознаграждение.

Попытки реформ (1774-1781)
В августе 1774 года Людовик назначил генеральным контролером финансов Анна Робера Тюрго, который выдвинул целую программу финансовых преобразований, основанную на учении физиократов. Тюрго предполагал равномерно распределить подати, распространить поземельный налог на привилегированные сословия, выкупить феодальные повинности, ввести св ...

Рекрутский набор
Возглавлявший администрацию в Царстве Польском маркиз Александр Велёпольский знал о набиравших силу национально-освободительных и реформаторских движениях и, рассчитывая на союз с «белыми» и умиротворение общественности, провёл ряд либеральных реформ (замена барщины чиншем, равноправие евреев, преобразования в школе). С другой стороны, ...

Воцарение Лжедмитрия I
Царь Борис умер 13 апреля 1605 года при симптомах, походивших описаниями на острое отравление. Да здравствует царь Дмитрий. «Испечён в польской печке, а «заквашен» в Москве, как отметил историк В.О. Ключевский. А почему? Да потому что Москва желала появления подобного персонажа. Взрастила в думах его образ, связывала с ним возможные пер ...