Детство и юность

Иосиф Виссарионович Сталин (Джугашвили) родился 21 декабря 1879 г. в небольшом городке, расположенном в гористой местности на востоке Грузии, примерно в 45 милях от Тифлиса.

Эта дата дается во многих энциклопедиях и научных трудах, посвященных жизни и деятельности И. В. Сталина. Но Э. Радзинский что Сталин родился 18 декабря 1878 г., Но зачем было придумывать другую дату рождений? На этот вопрос Радзинский не дает определенного ответа, он лишь пишет, что в апреле 1922 г., когда Сталин становится Генеральным секретарем ЦК ВКП (б), его секретарь Товстуха заполняет за него новую анкету, где проставляет измененный его рождения – 1879 г. и новое число – 21 декабря.[6] www.transpexplore.ru

Родители Сталина были бедны и жили рядом со старыми русскими артиллерийскими бараками, в небольшом, взятом в аренду домике. Из четырех детей Виссариона и Екатерины Джугашвили остался в живых лишь последний – Иосиф, которого в раннем возрасте звали Сосо, обычным грузинским уменьшительным именем для Иосифа.

Кеке Джугашвили была прачкой. Она зарабатывала мало, с трудом воспитывала своего единственного сына. Когда Сосо было 5 лет, его отец уехал в Тифлис и стал работать на обувной фабрике. Он много пил и почти все его жалование уходило на водку, поэтому помощи от него было мало.

Кэкэ хотела, чтобы ее сын стал священником и в 1888 г. ее мечта бы сбылась – Сосо поступил в Горийское духовное училище. Горийское духовное училище Сосо окончил в 1894 г. В это время среди молодых ребят была очень популярна повесть Даниэля Чонкодзе «Сумарская крепость», осуждавшая крепостничество. Главным героем ее был Коба – грузинский «Робин Гуд», бесстрашно защищавший бедноту и грабивший богатых. По словам современников, Коба стал для Соло «Богом», он ужасно хотел стать на него похожим, быть борцом и героем. Он называл себя Кобой и настаивал, чтобы так называли его и другие.

Осенью 1894 г. И. Джугашвили блестяще сдал приемные экзамены в Тифлисскую духовную семинарию и был принят в пансион при ней. В семинарии изменилось отношение Кобы к учебе. Он уже не старался быть первым, успевал только по двум предметам (гражданской истории и логике), которые его особенно интересовали, а остальным уделял лишь столько внимания, сколько требовалось, чтобы получить переходный балл.

«Из протеста против издевательского режима и иезуитских методов, которые имелись в семинарии, - говорил он, - я готов был стать и действительно стал революционером».[7]

В семинарский период Коба устанавливает связи с революционным подпольем. Во время пребывания в семинарии Джугашвили уже ведет пропаганду в рабочих кружках и вступает в социал-демократическую организацию «Месате-Даси». Решение оставить семинарию явилось логическим следствием сказанного. В 1899 он был исключен из семинарии за неявку на экзамен.

Много лет спустя он как-то раз спросил маршала Василевского, тоже бывшего семинариста: «Вам что-нибудь дало духовное образование? Не думали никогда над этим?» И сам же ответил на этот вопрос: «Главное, чему попы научить могут, - это понимать людей».[8]

Уже в те годы товарищи отмечали у Иосифа склонность находить у других только дурные стороны и с недоверием относиться к бескорыстным побуждениям. Он умел играть на чужих слабостях и сталкивать своих противников лбами. Кто пытался сопротивляться ему или хотя бы объяснить ему то, чего он не понимал, тот накликал на себя беспощадную вражду.

После исключения из семинарии Иосиф жил на случайные заработки. Основной его деятельностью стала подпольная работа, прерываемая лишь арестами и ссылками.

После раскола между большевиками и меньшевиками в 1903г. осторожный и медлительный Коба выжидает полтора года в стороне, но потом примыкает к большевикам. В конце 1905 г. он отправляется на первую конференцию большевиков в Таммерфоре. К тому времени он уже стал влиятельной фигурой, правда не в общепартийных делах, а среди большевиков местного уровня.[9]

В Таммерфорсе Иосиф первый раз видит Ленина. Вот какое он выносит впечатление: «Ленин рисовался в моем воображении в виде великана. Каково же было мое разочарование, когда я увидел самого обыкновенного человека…».

Только в 1912 году Коба, доказавший в годы реакции свою твердость и верность партии, переводится с провинциальной арены на национальную. С этого времени кавказец усваивает русский псевдоним Сталин, производя его от стали. В этот период это означало не столько личную характеристику, сколько характеристику направления. Его опять арестовывают и ссылают в Туруханский край, на север Центральной Сибири.

В далекой Туруханской ссылке Сталин пробыл четыре года. Но в конце февраля 1917 г. Россия уже была охвачена революцией. Россия, как писал В. И. Ленин в апрельских тезисах, превратилась в «самую свободную страну в мире из всех воюющих в первой мировой войне стран». Политические ссыльные первые ощутили приход свободы, они были отпущены властями. Сталин и еще несколько его товарищей оказались в Петербурге. Сталин был принят в состав Бюро ЦК РСДРП(б), но лишь с правом совещательного голоса.[10]

Геополитический фактор
История России есть история страны, которая колонизуется. В.О. Ключевский. Курс русской истории История России есть история муки и борьбы: от печенегов и хазар – до великий войны двадцатого века. И.А. Ильин. О путях России. Обычно отмечаются следующие геополитические условия, повлиявшие на специфику русской истории: обширная, слабо за ...

Церковная реформа.
Во второй половине XVII в. позиции Русской Православной церкви были весьма прочными: она сохранила административную, финансовую и судебную автономию по отношению к царской власти. Последние патриархи Иоаким и Адриан проводили политику, направленную на укрепление этих позиций. Сначала в деятельности царя не было ничего «антицерковного». ...

Дворянство и земля: переоценка.
Большая часть второй главы посвящена анализу статистических данных по продаже и скупке дворянских земель, сословной структуре покупателей, распределению земли по сословиям, стоимости земли, ипотечной задолженности и операциям Государственного дворянского земельного банка. Все данные представлены в виде таблиц. Указаны источники данных и ...