Культура
Страница 1

Китайская культура - одна из древнейших. Еще в 3-м тыс. до н. э. китайцы научились изготавливать керамику красного, белого, фиолетового цветов, покрытую ромбами, спиралями, сетчатым узором, знаменитые тонкостенные черные кубки и чаши, трехногие сосуды, амфоры. Во втором тысячелетии до нашей эры образовалось первое государство Шан-Инь. Искусство бронзового литья позволяло изготавливать различные сосуды, покрытие сложными изображениями: драконами (символ водной стихии), птицами (символ ветра). Таким же узором покрывали и сосуды из матовой белой глины. Входы в подземные Захоронения охраняли приземистые человеко-тигры (отпугивая злых духов). На гадательных костях того времени обнаружены тотемические названия племен. Тотемом племени Шан являлась, по-видимому, ласточка. Но появилось уже и понятие бога - на одной из гадательных костей сам князь спрашивает согласия бога (возможно, небесного императора Шан-ди) на закладку города.

В XII в. до н. э. государство Шан было завоевано племенем чжоу, пришедшим с запада. Для обоснования законности власти императора в большом разноплеменном государстве впервые была использована идея его небесного происхождения. Доминирование этой идеи объясняет ту легкость, с которой в Китае принимали новые династии.

Широкие улицы городов государства Чжоу (где могли проехать девять колесниц) протянулись с севера на юг и с запада на восток. Появилась первая картина на шелке: женщина, над которой дерутся дракон и феникс; В XI-VI вв. до н. э. формируется поэтическое собрание народных песен и ритуальных гимнов "Шицзин". Правительственные чиновники собирали народные песни как информацию о качестве правления. В собрание включены и произведения, показывающие, как небо наказывает неумелого правителя (последнего царя Шан-Инь) и возводит на трон достойного, просвещенного Вэнь-вана - первого царя династии Чжоу Этический канон, который складывается в "Шицзин", вполне оформляется в конфуцианстве.

Распространение железа, его применение в пахотных орудиях, использование в земледелии тяглового скота и искусственного орошения привели к изменению общества. Оно было разделено на пять рангов, которые определяли и уровень достатка, и качество жилища и одежды, пищи (простолюдин не имел права есть мясо); имелись различия даже в языке людей. В середине 1-го тыс. до н. э. эта система распадается в связи с возможностью продажи земли: появились "знатные, но бедные" и богатые представители низших слоев общества. Этому способствовало оживление торговли и ремесленного производства.

Вождь народного восстания Лю Бан (202 г. до н. э.), свергнувший династию Цинь и основавший династию Хань, вначале руководствовался принципами даосского неделания (что выражалось прежде всего в мягкости налоговой политики). Но расцвет империи Хань был связан с полным воцарением конфуцианства с характерным для него культом предков. Дороги к подземельям с гробницами знати охраняли керамические фигуры зверей и обрамляли каменные пилоны. На стенах гробниц гравировались изображения стражей в длинных халатах, животных - символов сторон света (феникс, дракон, черепаха, тигр), легендарные герои, сцены охоты, битв и даже покушений на императоров. Боги изображались в одежде чиновников. Ханьские погребения и дворцы украшались фресками, включая портреты, глиняными скульптурами (3 тысячи воинов в могиле Цинь Шихуанади).

Уже в период борьбы царств (IV-III вв. до н. э.) постепенно складывался общекитайский язык. Этому процессу содействовал и иероглифический характер китайской письменности: соотнесенность знаков с предметами, а не со словами, позволяла использовать их в различных языках. Лишь к I в. до н. э. иероглифы приобрели почти современные очертания (потеряли изобразительность). Развитие с конца VIII в. до н. э. летописания, обогащение его комментариями и опытом риторики привело к появлению во 11-1 вв. до н. э. первой сводной истории Китая - "Исторических записок" Сыма Цяня. В конце IV в. до н. э. на основе народно-песенной традиции и мифологического материала поэт Цюй Юань создал крупные лирико-эпические произведения (аналог элегий и од) - "Скорбь отлученного", "Вопросы к небу". Один из первых людей государства Чу, он озабочен проблемами падения нравственности, отстаивает идею федеративного объединения китайских царств (объединение осуществилось в результате победы одного царства над остальными). Его последователь Сунь Юй (290-223 гг. до н. э.) также основывается на народном творчестве и ораторских традициях. В цикле "Девять изменений" он описывает свои настроения посредством аналогий с временами года. Его тяготение к даосскому мировоззрению сказывается и в независимой позиции по отношению к власть имущим. Оды поэта - это поэзия любовной тоски, они рисуют идиллическую любовь на лоне природы.

Страницы: 1 2

История танков РККА
После революции развивать конструкцию и технологию производства танков в Советской стране пришлось практически с нуля. В царской России они отсутствовали. Появлявшиеся там время от времени проекты разной степени осуществимости, а также два изготовленных в металле опытных образца танков Пороховщикова и Лебеденко, показавшие свою полную н ...

Усиление антифеодальной борьбы
Закрепощение крестьян, рост налогов и повинностей, притеснения городской бедноты и казаков вызвали усиление антифеодальной борьбы. Крестьяне и мещане спасались от голода и надругательств, совершая побеги на южные земли Украины. Здесь они пополняли ряды казачества. Чтобы отстоять свою свободу, казаки нередко брались за оружие. Угнетенное ...

Формы несогласия и отстранения
Наиболее активные формы протеста были характерны главным образом для трех слоев общества: творческой интеллигенции, верующих и некоторых национальных меньшинств. Творческая интеллигенция, разочарованная непоследовательностью Хрущева, равнодушно встретила его падение. Новая правящая верхушка, в которой роль главного идеолога исполнял Сус ...