Н.И. Костомаров об обычаях русского народа
Страница 2

Материалы » Костомаров Н.И. об обычаях русского народа » Н.И. Костомаров об обычаях русского народа

Жители земледельческих жилых местностей назывались крестьянами, и для обозначения, к какого рода владениям они приписывались, прибавлялось прилагательное: монастырские крестьяне, владычные, дворцовые, помещиковы или вотчинниковы. В крестьянском дворе обыкновенно жил хозяин не только с семьею, состоящей из детей, братьев и племянников и разделявшеюся на две, на три и четыре семьи с общим достоянием, но часто с несколькими посторонними семьями работников или подсоседников, которые не имели своего угла, жили по найму и в отношении юридическом и административном вместе с хозяйскою семьею составляли одну единицу.

Вообще сельское народонаселение, как и посадское, было скудно и бедно. Частые войны и моры истребляли его. При Михайле Федоровиче вся страна на юге от Москвы была сожжена и представляла голую степь.

Недостаток прочной оседлости не допускал жителей прилагать стараний о сборе запасов продовольствия на случай скудных лет. Это препятствовало увеличению народонаселения и мешало его благосостоянию. Многие известия старых времен указывают на повсеместные пустые дворы, которых обитатели или вымерли, или побиты, или разбежались. Один англичанин, посещавший

Россию в конце царствования Алексея Михайловича, говорил, что на пространстве пятисот верст едва можно было встретить десять женщин и одного мужчину.

Большинство зданий в России в то время было деревянными; в Москве в XVI веке едва ли можно было насчитать одну восьмую каменных, и те преимущественно были кладовыми, а не жильем. При Михаиле Федоровиче появилась мода на каменные дома, а по смерти Царя Алексея в 1681 году приказано было в Кремле, в Китай-городе и Белом городе строить исключительно одни каменные строения.

Форма домов была четырехугольная. Начиная от царских до зажиточных посадских способ расположения жилых строений был в главных своих чертах одинаков в Русской земле. У царей для каждого члена семейства строили особые хоромы даже тогда, когда эти новые хозяева не выходили еще из детского возраста. Точно так же и у зажиточного крестьянина для братьев, сыновей и племянников хозяина строились избы, соединенные между собой; иногда две или три избы под одной кровлею соединялись между собой сенями, иногда несколько изб связывались переходами.

Такой своеобразный способ постройки как будто выражал сочетание родового единства с личною и семейною отдельностью, и двор русского зажиточного человека напоминал собою древнюю удельную Русь, где каждая земля стремилась к самобытности и все вместе не теряли между собою связи.

У простолюдинов избы были черные, т.е. без труб; дым выходил в маленькое волоковое окошко; при собственно так называемых избах были пристройки, называемые комнатами. В таком пространстве жил бедный русский мужик, со своими курами, свиньями, гусями и телками, .посреди невыносимой вони. Печь служила логовищем целому семейству, а от печи по верху под потолок приделывались полати. К избам приделывались разные пристенки и прирубки. У зажиточных крестьян, кроме изб, были горницы на подклети с комнатами, т.е. двухэтажные домики. Окна в домах часто были малы — для сохранения тепла. В богатых домах изнутри окна заслонялись втулками, обвитыми красной материей, а с наружной стороны — железными ставнями. Вместо стекол употребляли чаще слюду.

Главное украшение домов составляли образа: не было в доме покоя, где бы их не висело несколько; их ставили не только в жилых покоях, но и в сенях, лавках и амбарах. Образа ставились в переднем углу покоя, и этот угол задергивался занавесом, называемый застенок.

Вообще в домашнем устройстве заметен был у русских обычай укрывать и покрывать. В порядочном доме полы были покрыты коврами, у менее зажиточных — рогожами и войлоками. Обивались тканью стены и лавки.

Старинное благочестие запрещало вешать в домах зеркала, стенные картины и эстампы, но с конца XVII века они стали постепенно входить в домашний обиход, сначала царя, потом знатных лиц.

Кроватью в старину служила прикрепленная к стене скамья, или лавка, к которой прикрепляли другу лавку. Постель состояла из перины, изголовья и подушек. У людей средственного состояния обычною постелью служили войлоки, а бедные спали на печах, постлавши под головы собственное платье, или же на голых лавках. Детские колыбели делались висящие, а внутри них всегда привешивались иконы и крестики.

Страницы: 1 2 3 4

Приезд в Петербург.
Слава Распутина опередила его самого- слух о его подвижнической жизни дошел до столицы и стал известен высшим духовным чинам. По приезде в Петербург, благодаря рекомендательному письму, его принимает Его Святейшество Феофан, инспектор Духовной Академии, который видит в нем истинного сына русской земли, самобытного христианина, не церков ...

Рабочее движение
Большие расходы на милитаризацию страны тяжелым бременем ложились на плечи турецких налогоплательщиков. В период правления ДП среднегодовой рост налогов составил 26% К 1960 г. внешний долг государства достиг 12 млрд. лир, а внутренний — 7 млрд. лир. Наряду с увеличением внешнего и внутреннего долга происходил рост дефицита внешней торго ...

Советский союз после окончания второй мировой войны.
В течение первых лет после окончания второй мировой войны, ряд стран Европы и Азии вступили на путь социального развития. Образовалась мировая система социализма, включавшая 13 государств с населением около 1мларда чел., что составляло 1/3 человечества. Образование мировой системы социализма резко изменило соотношение сил на мировой аре ...