Кенигсбергский и Калиниградский университеты . Новые времена.
Кенигсбергский университет ныне не существует. Нет и прежнего Кенигсберга.
С 1967 г. действует новый Калининградский университет, основанный на базе педагогического института, открытого в 1948 г., который нередко отождествляется с довоенным университетом. Об этом свидетельствуют письма, приходящие в Калининград из-за рубежа и адресованные ректорату, библиотеке, факультетам Кенигсбергского университета.
Калининградский университет не стал и в принципе не мог стать преемником Кенигсбергского университета. Для этого были достаточно очевидные причины.Кенигсбергский универрситет представлял европейскую модель высшего академического заведения, хотя и несколько деформированную. Калининградский университет был основан и функционировал на прринципах совершенно иной, советской системы высшего образования в том ее виде, в каком она действовала в 60-е годы. Основополагающим принципом советской высшей школы стало требование неукоснительного следования коммунистической идеологии во всех сферах педагогической и научной деятельности.Этот принцип оставался незыблемым до конца советского периода.
Отсутствие прямой связи между старым и новым университетами порождена историческими коллизиями, круто изменившими послевоенную судьбу бывшей Восточной Пруссии. Война разметала и уничтожила книжные собрания и архивы Кенигсбергского университета, его накопленные за четыре столетия научные , исторические и художественные ценности. Погибла значительная часть университетских зданий и сооружений, а те,что сохранились, были переданы после войны различным не относящимся к высшей школе организациям.Немногочисленные преподаватели и студенты университета, оставшиеся в Кенигсберге после апреля 1945 г., были депортированы в Германию.Таким образом, мы не унаследовали ни кадров, ни научных традиций Кенигсбергского университета, ни его материальной оболочки.
Отношения преемственности между двумя университетами не могли быть установлены без хранителей памяти и традиций старой Альбертины в послевоенной Германии и учредителей университета в Калининграде, а также тех, кто руководил им и работал в нем.
В условиях политической и духовной несвободы, стеснявшей научную и педагогическую деятельность, вуз в соответствии с требованиями времени рос,расширялся,формировал новые научные направления. Очевидны заслуги вуза в подготовке кадров самых разнообразных специальностей: значительную часть учительства Калининградской области, ее научно-технической и творческой интеллигенции составляют выпускники университета. И главный вуз Калининграда, несмотря на многие трудности периода коренной ломки прежнего уклада жизни, как представляется, обретает благоприятные перспективы развития.
История обоих университетов не отделима от судьбы земли, их породившей. Вместе с Восточной Пруссией ушла в прошлое старая Альбертина, Российскому отечеству служит новый университет, имеющий свой путь и свое лицо.
И все же связь между старым и новым университетами существует, но она особой природы.
Зримые или скрытые черты бывшего Кенигсберга хранят не только форты и бастионы, но и шпили немногих уцелевших церквей, черепичные крыши, старые парки. Сохранившиеся обломки старой городской среды напоминают и о бывшей Альбертине.
Социально культурный облик городов Кузбасса в 1917-1925
годах
Современная городская культура складывалась на протяжении многих десятилетий под непосредственным влиянием разновеликих взаимодействующих факторов. Основной тенденцией в развитии городской культуры на протяжении последних 100 лет, в том числе и в Сибирском регионе, является переход от преимущественно традиционных (доиндустриальных) к пр ...
Версии о причинах подписания договора. Версия о стремлении СССР избежать
войны с Германией
Этой версии придерживаются советская и современная российская историографии.
Договор был подписан после провала московских переговоров, проводившихся весной-летом 1939 года между представителями СССР, Англии и Франции в целях заключения тройственного договора о взаимопомощи (проект договора был представлен Советским правительством 2 ию ...
Кан Ювэй и «100 дней реформ»
Пожалуй, самым авторитетным из реформаторов был Кан Ювэй, черпавший свои идеи не только из конфуцианской и буддийской, но и из западной литературы. Кан выдвигал идею построения общества, в котором человек пользовался бы полной самостоятельностью и мог осуществлять контроль над властными структурами. Его широкомасштабные проекты политиче ...
Разделы