Мамонты относятся к числу ископаемых, ныне вымерших, животных. Представление об их облике позволили составить широко распространённые находки трупов мамонтов, сохранившихся главным образом на севере Сибири в слое вечной мерзлоты, и наконец, реалистические изображения мамонтов, выполненные позднепалетическими людьми на камне, кости и на стенах пещер. По величине он иногда несколько превосходил своего родственника индийского слона. Высота мамонта иногда достигала 3.5 метра.
В отличие ст современных слонов, он был покрыт густой длинной шерстью рыжеватого цвета, которая образовывала на плечах и на груди длинную свисающую гриву. От полярной стужи мамонта защищала не только эта шерсть, но и толстый слой подкожного жира. Зубы мамонта (обычно их у него было всего четыре) весили каждый до 8 кг и были приспособлены для перетирания грубой растительной пищи. Бивни у некоторых мамонтов достигали в длину четыре метра; вес каждого бивня составлял до 200 кг. Они более или менее сильно изгибались и видимо, были мало пригодны в качестве орудия защиты или нападения.
Бросается в глаза резкий контраст между относительно очень примитивным охотничьем оружием неандертальцев и огромными размерами мамонтов, их мощным строением. Деревянное копьё, даже оснащённое каменным наконечником и брошенные с самого близкого расстояния, не могло прошибить толстую шкуру мамонта. Охота на них могла быть удачной лишь в том случае, если она производилась коллективно, большой группой людей, насчитывавшей несколько десятков и даже сотен человек. Люди могли устраивать на мамонтов облавы и гнать их к крупным обрывам, падая с которых животное разбивалось, или к болотам, топям; где животные вязли и становились добычей охотников. Мамонт должен был привлекать человека массой мяса и сала, которые давала ему туша, и большим количеством мозга и костного жира; несомненно, с этой целью приносились на места лагерей тяжёлые, многопудовые части конечностей и громадная голова мамонта. Она всегда попадаются в расколотом состоянии. Большие камни, использовавшиеся для этой цели, составляют нередкую находку при раскопках палеолитических стоянок.
Кости мамонта, часто в виде целых нагромождений останков не только десятков, но даже сотен особей этого огромного животного, сопровождают многие поселения Восточной и Средней Европы, относящиеся преимущественно к более ранней поре позднего палеолита. Можно думать, что такие скопления представляют не просто отброс охотничьей кухни, но служили известным хозяйственным запасом, предназначавшимся для разных целей. Находки в Костенках (наши раскопки 1931-1936 год) особых вырытых в земле хранилищ, окружавших основное жилище и заполненных костями мамонта, являются лучшим доказательством хозяйственного значения подобного материала. Особенно должны были цениться бивни мамонта дававшие прекрасный поделочный материал для развившейся в позднем палеолите обработки кости. В стоянках названной поры бивни мамонта бывают нередко намеренно отделены от других костей животного и сложены в кучу, где ни будь около очага. Такие нагромождения бивней, являвшиеся складом материала для изделий, попадаются очень часто в палеолитических стоянках Европейской части СНГ, всюду, где известны становища того времени: в Воронежской области, на Украине и в Белорусии.
Творчество М. В. Ломоносова.
Рукописное наследие М. В. Ломоносова представляет собой целый ряд работ по различным отраслям знаний, причем многообразие тематики не только удивляет, но и вызывает восхищение. Вклад М. В. Ломоносова в развитие русской науки поистине неоценим. 19 августа 1739 года русская армия после сражения овладела штурмом мощной турецкой крепостью Х ...
Государственный порядок в учении Великого учителя.
Социальный порядок Учителю виделся в том, что в государстве, как и в семье, старшие должны управлять, младшие подчиняться и быть объектом заботы. Патернализм чжоуской клановой структуры у Конфуция плавно трансформировался в высокозначимый культ мудрых старших, древних предков, как в каждой семье, так и в стране в целом. «Пусть государь ...
Валаамский монастырь в середине XIX – начале XX веков
Став настоятелем, игумен Дамаскин принялся за внешнее благоустройство обители. Архимандрит Игнатий, как благочинный монастырей, оказывал ему всяческую поддержку. В 1840 году был перестроен скит Всех святых, возведены новые каменные кельи, каменный храм. В 1852 году недалеко от келейных корпусов центральной усадьбы была построена каменна ...
Разделы