“Изучение источников и составных частей нацистской идеологии, её характерных черт и особенностей является необходимым и важным звеном в изучении истории фашизма в целом”. Фашистская идеология обращалась к массам не с длинными, научно обоснованными высказываниями, а с короткими, понятными народу лозунгами, так как Гитлер считал, что народам должны управлять не познание и не интеллектуальное понимание идей фашизма, а ненависть, по его мнению, - самое стабильное чувство. Различалась так же и идеология аристократическая и массовая: “Для идеологии фашистской элиты был характерен аристократизм, основанный на ницшеанском презрении к простому человеку, к плебсу, к больным и слабым. Идеология, рассчитанная на массовое потребление, выдвигала на первый план принципы превосходства простого человека, человека труда, социальной справедливости и народности”.
Идеологическая обработка масс в фашистском обществе играли не меньшую роль, чем террор в завоевании Гитлером власти и укреплении фашистского режима. Нацистские идеологи упорно пытались создать впечатление, будто их мировоззрение является законным наследником чуть ли не всего возвышенного и высокоидейного, что существовало в интеллектуальной жизни Германии на протяжении её истории. Фашистская идеология закрепляла различных философов и политических деятелей в качестве своих классиков. Среди них мы встречаем и крупнейших философов Германии от Гегеля до Ницше, и просветителей типа Ульриха фон Гуттена, и таких всемирно известных деятелей национальной культуры Германии, как И.Т. Гердер, Р. Вагнер, Эрнст Мориц Арндт и братья Гримм, и менее известных за пределами страны Яна, Клопштока. Большинство исторических личностей, возведенных нацистами в ранг своих классиков, не имели никакого отношения к фашизму.
Целью фашистской идеологии было оправдание установления тоталитарного режима национальной необходимостью. “Одной из основных задач идеологии Германского фашизма состоит в обосновании подавления всякой демократии. Речь шла не только о ликвидации буржуазно – демократических свобод, прав и институтов. Антидемократизм Гитлера преследовал более широкие цели: устранить массы от какого бы то ни было участия в политической и общественной жизни страны”. Важнейшей частью идеологии была неограниченная власть фюрера, от которого его помощники получали полномочия в иерархическом порядке. Каждый из них должен беспрекословно подчиняться своему непосредственному начальнику, но при этом имеет неограниченную юрисдикцию в пределах своей компетенции. Власть фюреров распространялась на все стороны общественной и личной жизни.
Другой составной частью фашистской идеологии был антимарксизм. Нацисты призывали к борьбе с коммунистическими странами, что позволило им привлечь большое количество людей, ненавидящих советский режим. “Антимарксизм нацистской идеологии позволял создавать видимость её цельности. Но главное состояло в том, что только под лозунгами антимарксизма и можно было в тех условиях объединить в интересах правящих слоёв различные социальные группы тогдашней Германии с их противоречивыми экономическими и политическими интересами”.
Важнейшей же составной частью фашистской идеологии была расовая теория. Она позволила людям арийской расы уничтожать других лишь на основе биологических факторов. “Вся история человечества рассматривалась фашистами как история борьбы двух рас: иудейско–сирийско-римской и арийско-нордической. В основе различий между ними лежат не только биологические факторы (кровь), но и разные расовые ценности. Другие народы, например романские, славянские, Розенберг относил к «промежуточным расовым образованиям». Их историческая судьба будет решена в итоге борьбы двух основных рас”. Как прямое продолжение расовой теории нацистами была создана «евгеника» - наука о расовой чистоте и способах её сохранения, а также о расовой гигиене. Примером расовой теории может служить то, что для зачисления в СС требовалась «расовая чистота» и отсутствие неарийских примесей не менее, чем в пяти поколениях предков. “Расовое безумие в нацистской Германии прошло несколько стадий. Первую надо считать теоретической, подготовительной. Как говорили сами гитлеровцы, они проводили разделение всего народа на расово полноценных и неполноценных особей. После того, как полноценных отобрали, а неполноценных отделили, последних стали поэтапно лишать всех гражданских прав, превращать в изгоев. Ну а потом настал следующий этап – поголовное уничтожение, ликвидация сначала евреев. Затем расовое безумие перебралось на многие другие народы. Но всё это проходило под непрерывную идеологическую трескотню. Следовало подготовить идеологически и палачей и даже жертвы”.
Либерализация внешнеполитического курса.
Внутренняя эволюция СССР после смерти Сталина повлекла новую ориентацию страны и в сфере внешней политики. Журналистские сообщения изменились: они заметно смягчились. Для людей это было удивительно: ведь раньше людям твердили только о негативных чертах Запада. Пресса начала писать не только о том, что плохого произошло в других странах, ...
Церковная реформа
Царская власть, заинтересованная в поддержке духовенства, не могла остаться в стороне от назревших церковных преобразований. По инициативе царя и митрополита в январе - мае 1551 года
собрался Собор русской церкви, получивший название Стоглавого по количеству глав в сборнике, в который были сведены его решения. Собор закрепил унификацию ...
Гимн
В "Толковом словаре русского языка" С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова слово "гимн" трактуется как:
1. Торжественная песня, принятая как символ государственного или социального единства;
2. Вообще - хвалебная песня, музыкальное произведение.
Гимн (греч. hymnos), торжественная песнь на стихи программного характера. Извест ...
Разделы