Изменения в общественном порядке
По форме экономической зависимости крестьяне делились на государственных и господских. Юридически основная масса крестьян в годы войны принадлежала к государственным подданным. Их положение было намного лучшим от положения господских крестьян. Занимая земли, конфискованные у польских магнатов и шляхты, они выполняли определенные повинности и выплаты в пользу Войска Запорожского. К ним, прежде всего, принадлежали обязанности обеспечивать казацкое войско транспортом, постоем и провизией. Господские крестьяне несли большие повинности, но и для них была ликвидирована барщина. Государственные крестьяне были уравнены в правах с мещанами. Во всех селах были выбранные войты, их часто в документах крестьян также называют "мещанами".
Крестьянин мог продавать и покупать землю, дарить ее, передавать по наследству, бросать одни наделы земли и занимать другие, поскольку земли к тому времени было вдоволь. Крестьянская среда не была однородной. Среди крестьян были более зажиточные, которые пользовалось нанимаемой работой, а были и такие, что чуть могли прокормить свою семью.
Определенные изменения состоялись в правовом положении городского населения. Не только низы, но и зажиточные группы населения, в том числе и представители городской администрации активно участвовали в Освободительной войне. В результате ликвидации порядков, установленных в Украине польско-шляхетской властью, в составе населения городов произошли изменения, значительно выросло количество казаков. Эта часть городского населения, пользуясь привилегиями, занималась также ремеслом и торговлей. Другие же мещане продолжали отбывать ряд повинностей. Во многих городах казаки составляли больше половины населения и казацкая администрация решала все вопросы городской жизни.
Поскольку были ликвидированные королевские и частнособственнические города, большинство из них захотело получить магдебургское право. Города, которые имело право на самоуправление с давних времен, назывались магистратскими, города, которым это право было предоставлено гетманскими универсалами, получили название ратушных. Если относительно первых можно говорить об определенном самоуправлении, то в ратушных городах оно было фикцией. Казацкая старшина часто не признавала органы городского самоуправления и активно вмешивалась в их деятельность. Гетман вынужден был вставать на защиту таких городов. Так, в 1650 г. он выдает универсал Нежину по поводу злоупотреблений там старшины.
Привилегированное положение занимали в городах купцы. Польские купцы, которых и до войне было не очень много в украинских городах, оставили Украину. Вынуждены были покинуть украинские города и евреи. В Зборовском договоре есть даже специальный пункт о запрете евреям заниматься промыслами и торговлей в Украине. Это защищало украинских купцов от конкуренции не только на внутреннем, но и на внешнем рынках. Часто купцы выдвигались на высшие должности в органах городского самоуправления.
Значительно большей группой населения городов были ремесленники. Тогдашние источники говорят о том, что в годы войны феодальная организация ремесла не была затронута. Продолжали существовать цеховые организации. Узость рынка была основной причиной того, что значительная часть ремесленников занималась и сельским хозяйством. Одновременно это свидетельствовало и о том, что ремесло окончательно еще не отделилось от сельского хозяйства.
Внешняя политика России во
второй половине XIX в.
В 1856 г. Россия потерпела тяжелое поражение в Крымской войне, ее международное положение ухудшилось. После войны Александр II начал проводить коренные реформы в стране. Их успех в немалой степени зависел от внешней политики. Новым министром иностранных дел был назначен князь А. М. Горчаков, талантливый дипломат. Он вел осторожную полит ...
Истоки массового героизма советских людей
Победа или поражение в войне - итог ряда составляющих, среди которых первостепенное место занимает моральный фактор. Что защищали советские люди? Ответ на этот вопрос во многом объясняет поведение людей на фронте и в тылу, стимулы их общественного сознания того времени и личного отношения к противоборству с гитлеровцами. Народ встал на ...
Корейская культура раннего средневековья
В период трех государств развивалась культура, послужившая основой для общекорейской средневековой культуры. В идеологии тога времени сохранились остатки первобытных верований и представлений — поклонение природным стихиям, духам предков и т. п. Однако с проникновением конфуцианства и утверждением буддизма как официальной религии на раз ...
Разделы